Наверх

Фишка туристической Беларуси. Эксперты рассказали о развитии агроэкотуризма

10 января 2019

По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 января 2018 года в Беларуси было зарегистрировано 2 319 субъектов агроэкотуризма, которые посетили свыше 350 тыс. человек. Наибольшее число отдохнувших составили наши граждане. А вот лидерами среди иностранцев традиционно стали россияне.

Для развития агроэкотуризма в Беларуси принят ряд мер. Пожалуй, одна из ключевых – Указ № 365, подписанный главой государства в октябре 2017 года. Документ урегулировал некоторые основные вопросы ведения деятельности в этой сфере, закрепил перечень предоставляемых услуг, в том числе проведение банкетов, презентаций, юбилеев.

Ведь на деле из более чем 2 300 зарегистрированных агроусадеб реально работают около 1 800. По словам заместителя директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виталия Грицевича, этот бизнес непостоянный: чтобы он приносил доход, владельцам необходимо каждый год придумывать новые фишки для туристов.

Вместе с тем расходы, которые несут субъекты агроэкотуризма, немалые. Зимой, в частности, существенная статья затрат – отопление всей инфраструктуры. А после новогодних и рождественских праздников для многих владельцев усадеб наступает период затишья. Поэтому они и стремятся продлить сезон за счет других праздников. Как отметила председатель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, большие комплексы без массовых мероприятий (в том числе свадеб, корпоративов, конференций) существовать не могут. Положительный эффект Указа № 365 отмечают и представители сферы агроэкотуризма. Правда, не все пользуются данной возможностью по назначению.

«Если усадьба работает исключительно на банкеты, то ее нельзя отнести к агроэкотуризму. Такие субъекты занимаются просто ресторанным бизнесом. Сегодня их немало вокруг Минска и областных центров», – подчеркнул представитель Минспорта и туризма.

Впечатления и экологичность

В стране также продолжается кредитная поддержка субъектов агроэкотуризма, развивается международное сотрудничество. В регионах работают общественные советы по развитию агроусадеб, для действующих и потенциальных владельцев проводятся обучающие семинары, тренинги, мастер-классы. Одной из современных успешных стратегий по управлению региональным развитием в этой области является создание кластеров.

Так, за 2018 год Беларусь заняла первое место в номинации «Агротуризм» рейтинга National Geographic Traveler Awards среди лучших туристических дестинаций.

Как отметила Валерия Клицунова, агроэкотуризм может стать национальным брендом страны. Но важно определиться с курсом, по которому надо двигаться. По словам эксперта, это может быть устойчивое развитие (в соответствии с Целями устойчивого развития ООН.Прим.1prof.by.).

«Люди поедут к нам в агроусадьбы, если создать для них впечатления. В XXI веке это самый продаваемый товар. Хотелось бы, чтобы каждый из хозяев думал, чем привлечь туристов. Ведь конкуренция в агроэкотуризме и сейчас большая, а дальше будет еще выше, – пояснила Валерия Клицунова. – Многие усадьбы сегодня выбирают свою специализацию: к примеру, выращивание цветов как объект для экскурсии. Или же вспомним кукурузный лабиринт под Минском. В итоге мы получаем интересные турпродукты».

Кроме того, туристам важна экологичность отдыха: они все чаще интересуются органическими овощами, фруктами. Это стимулирует владельцев такие же выращивать.

«Одна из идей – наладить сотрудничество с особо охраняемыми территориями. В частности, заказниками. У них нет своей инфраструктуры, но есть прекрасная природа, квалифицированные сотрудники. При этом туристы могут жить в ближайших усадьбах», – рассказала председатель БОО «Отдых в деревне».

Активно присоединяются субъекты агроэкотуризма и к продвижению инклюзии. Так, в Воложинском районе появилась экотропа, доступная людям с дополнительными потребностями.

Хорошее направление – гастрономический туризм. Примерно через месяц Беларусь запускает совместный с Литвой и Латвией проект по развитию гастрономических маршрутов и возрождению ремесел. Но уже сегодня многие усадьбы позиционируют себя именно так: посетителям там предлагают блюда и напитки национальной белорусской кухни по старинным рецептам. Это привлекает и соотечественников, и гостей страны.

Некоторые усадьбы ориентируются на возможности семейного отдыха родителей с маленькими детьми. Для этого оборудуются детские площадки, создаются контактные зоопарки и т.д. Подобные варианты сейчас очень востребованы, но вместе с тем на хозяев ложится еще большая ответственность.

Виталий Грицевич обратил внимание: чтобы агроэкотуризм стал брендом, важно наладить сотрудничество с туроператорами. «Сегодня мы видим слабую вовлеченность. У многих владельцев есть свои постоянные клиенты, мероприятия. И при выборе между ними и туристами предпочтение отдается первым. Это делает работу с туроператорами невозможной», – пояснил представитель Минспорта и туризма.

Готовность к играм

Важным событием, в том числе и для субъектов агроэкотуризма, станут II Европейские игры, которые пройдут в Минске с 21 по 30 июня 2019 года. По данным Минспорта и туризма, ожидается, что Беларусь посетят около 50 тыс. человек. Из них примерно 30 тысяч – болельщики. Председатель общественного совета по развитию агроэкотуризма Воложинского района, владелец агроусадьбы «Ганка» Анатолий Ганец рассказал, что уже до Нового года начали поступать звонки от иностранных граждан, которые решили забронировать места на время спортивных состязаний. Эксперты считают, что с учетом ценовой политики усадьбы могут стать достойной альтернативой гостиницам.

К слову, в связи с этим событием традиционный День открытых дверей в агроусадьбах решено перенести с мая на июнь.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости