test gtag

Как сыр в масле: в год на одного белоруса приходится 752 кг молока

С акцентом на масло и сгущенку

Беларусь входит в пятерку мировых лидеров по экспорту молочной продукции наравне с Новой Зеландией, Австралией, странами ЕС и США. Такие данные озвучила во время международного научно-практического семинара в Институте мясо-молочной промышленности заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Мария Климова.

В прошлом году в стране было произведено более 7 млн 320 тыс. тонн молока, свыше 6 млн 300 тысяч тонн пошло на производство масла, сыров, сухого обезжиренного молока, молочных консервов, сухой молочной сыворотки и других видов продукции.

«К слову, сейчас уже никто не рассматривает сыворотку как отходы производства. Это полноценная товарная продукция, − отмечает представитель Минсельхозпрода. − Например, в Брестской области переработка сыворотки достигает 97%».

Сегодня ассортимент молочной продукции, производимой в Беларуси, превышает 1500 наименований – одних сыров выпускается порядка 330 видов.

По словам Марии Климовой, за 11 месяцев 2017 года чистая прибыль от реализации молочных продуктов превысила 400 млн рублей. Наиболее эффективно сработали предприятия Гродненской области: лучшие результаты показали Дятловский сыродельный завод, Лидский молочно-консервный комбинат и ОАО «Молочный мир».

Вместе с тем структура переработки молока в прошлом году изменилась. Как отметила представитель Минсельхозпрода, снизились объемы производства сыров и цельномолочной продукции. Больше ресурсов было направлено на выработку масла и концентрированного сгущенного молока.

«Это связано с ситуацией на внешнем рынке, − подчеркнула эксперт. − В 2017 году большой популярностью пользовалось сливочное масло. В структуре переработки молока оно занимало 41%. Рост спроса повлек за собой повышение цен. С июля 2017 года цены на масло животного происхождения существенно выросли и к началу 2018-го достигли рекордных 6 долларов за 1 кг. В последний раз похожая стоимость наблюдалась в 2010 году».

Беларусь вошла в топ-3 стран по экспорту масла и сыворотки

Уровень производства молока на душу населения в Беларуси превышает аналогичный показатель некоторых стран Евросоюза и государств ЕАЭС. В год на одного жителя республики приходится 752 кг молока. Это в 3 раза превышает уровень его потребления, который составляет в нашей стране 251 кг на человека. Для сравнения: в России в среднем на душу населения потребляют 209 кг молока в год. 

По словам эксперта, в последние годы наблюдается динамичный рост экспорта белорусской молочки.

«У зарубежного потребителя наши молочные продукты пользуются повышенным спросом благодаря своему высокому качеству. Доля экспорта в общем объеме производства составляет 55%. В 2017 году республика поставила свою молочную продукцию в 44 страны мира», − добавила представитель Минсельхозпрода.

По данным европейской Milk Market Observatory, за 10 месяцев 2017 года (если исключить внутреннюю торговлю между странами ЕС) Беларусь заняла второе место в мировом рейтинге ведущих экспортеров концентрированного молока, третье − молочной сыворотки и масла, четвертое − по экспорту сыра и пятое − по поставкам сухого обезжиренного молока.

Как отметила Мария Климова, отечественные молочные предприятия постоянно сертифицируют свои системы качества. Сегодня правом экспорта продукции в Евросоюз обладают 8 отечественных предприятий. 17 молочных заводов имеют аттестацию по сертификатам HALAL, три аттестованы по сертификатам KOSHER. 36 молокоперерабатывающих организаций из Беларуси могут поставлять свои продукты на китайский рынок.

К 2020 году Минсельхозпрод собирается увеличить объем производства молока в Беларуси до 9 млн тонн. Причем две трети планируется поставлять на экспорт.

Тренды: молоко без лактозы, продукты «50+» и мороженое с углем

Как отметили представители немецкого машиностроительного концерна «Кизельманн», требования европейских покупателей сведены к тому, чтобы продукты питания были натуральными, свежими и полезными.

Так, например, в Европе и США большим спросом пользуется молоко низкожирное (1–1,5%), высокобелковое, а также молоко с удлиненным сроком годности. Отдельный сегмент рынка, получивший на Западе широкое распространение, − низколактозное молоко. Из-за отсутствия лактозы в составе оно подходит людям с лактозной непереносимостью и диабетикам.

Активно продаются на европейском и американском рынках молочные и функциональные коктейли. Кроме того, быстро прогрессирует отрасль спортивного питания.

Вообще, здоровое питание − тренд нашего времени. Потребители все чаще отдают предпочтение молочным продуктам, обогащенным витаминами и минералами. Люди больше не стесняются своего возраста и с удовольствием покупают подходящие им продукты: к примеру, в Европе можно встретить молочные продукты с маркировкой «50+» или «70+».

В фармпромышленности активно применяется бета-лактоглобулин, входящий в состав коровьего и овечьего молока. Продукт сложен для производства, чем обусловлена его высокая цена: стоимость 1 грамма высушенного белка превышает 200 долларов. По мнению экспертов, для белорусского рынка выпуск бета-лактоглобулина может быть актуален, поскольку для его производства нужно большое количество сыворотки.

За рубежом любят мороженое, особенно с экзотическими вкусами: с углем, карри, ягодами годжи, а также низкожирное и высокобелковое.

По словам экспертов, инновационные молочные продукты, вкусы которых кардинально отличаются от традиционных, очень востребованы за границей. Как правило, они разрабатываются технологами в тандеме с маркетологами. К примеру, напиток из молока и пива «Билк» хорошо продается в Японии. Не менее востребован на рынке сливочно-селедочный соус, где в качестве «сливок» используется сывороточный белок.

Кроме того, постоянно растет спрос на сыр. Эксперты отмечают, что производителям не стоит ограничиваться классической линейкой − потребителям нужны новые вкусы и формы подачи. К примеру, в виде палочек и кусочков, которые можно взять с собой и быстро перекусить.

 Еще одна интересная тенденция – готовый школьный завтрак, в который входят молоко, сыр и хлеб. Для родителей это очень удобно − достаточно положить ребенку в рюкзак полезный и хорошо упакованный завтрак и не беспокоиться о том, что чадо останется голодным.

Анастасия ШИРАЛИЕВА