КГК: доходы, поступающие в бюджет из алкогольной отрасли, уже несколько лет снижаются
Комитет государственного контроля Беларуси (КГК) провел анализ ситуации в алкогольной отрасли и выявил ряд серьезных проблем и нарушений.
Бюджет страны недополучает
Производство и оборот алкогольной продукции всегда были одним из основных и наиболее стабильных источников поступлений налогов в бюджет. Производством данной продукции в Беларуси занимается 51 организация. Из них водку выпускают 18 предприятий, ликеро-водочные изделия – 19, вина плодовые – 33, вина виноградные – 11. Оптовой торговлей алкогольными напитками занимаются более 100 организаций, розничной торговлей – свыше 6 тыс. субъектов хозяйствования. Однако доходы, поступающие в госбюджет из этой отрасли, уже несколько лет только снижаются. Так, если в 2015 году от реализации алкогольной продукции поступило в бюджет 758,7 млн руб. акцизного налога, то за 11 месяцев 2017 года – 681,3 млн рублей.
Производственные мощности не используются
По данным Комитета государственного контроля, мощности по производству алкогольной продукции в Беларуси используются менее чем наполовину. Так, на 1 января 2017 года их использование по производству водки и ликеро-водочных изделий составило 40,4%, вин плодовых – 32,9%. При этом один только концерн «Белгоспищепром» способен обеспечить не только потребности внутреннего рынка, но и в больших объемах поставлять алкоголь на экспорт.
«Проблема в том, что алкогольная продукция всех наших госпредприятий хоть и представлена сотнями наименований, но все они практически не имеют различий по потребительским характеристикам», – констатируют в госконтроле. По словам специалистов КГК, необоснованная внутриотраслевая конкуренция создает предпосылки к уменьшению доходности производителей, а зачастую и к их экономической несостоятельности.
Холдинг надежд не оправдывает
В 2015 году в Беларуси был создан алкогольный холдинг, в который вошли 8 производителей алкогольных напитков из концерна «Белгоспищепром», а также сбытовая компания ТК «МИНСК КРИСТАЛЛ ТРЕЙД». Предполагалось, что холдинг сможет укрепить позиции крупных государственных производителей алкогольной продукции на рынке. А также увеличит их долю в общем объеме продаж ликероводочной продукции хотя бы до 70%, а размер чистой прибыли – до 30 млн рублей в год. Однако показатели работы холдинга оказались далеки от запланированных. И это несмотря на то, что для его организаций предусмотрены значительные преференции.
По словам специалистов из госконтроля, в стратегии развития холдинга на 2016–2020 годы отсутствует системный подход к комплексному развитию всех организаций, входящих в его состав. В 6 из 8 организаций холдинга не предусматривается направление инвестиций в развитие производственных объектов. Кроме того, в их работе найдены и другие нарушения. Например, в этом году не был обеспечен своевременный расчет организаций торговли за поставленные алкогольные напитки. Установлены факты длительного хранения сырья на складах предприятий и необоснованные закупки сырья и материалов через посредников.
В связи с этим коллегия Комитета госконтроля предложила правительству разработать и в установленном порядке утвердить программный документ по развитию отрасли; совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принять исчерпывающие меры по обеспечению своевременности расчетов торговых организаций за поставленные алкогольные напитки, а также по стабилизации финансово-экономического положения организаций отрасли.