Наверх

«Кластер развития»: в индустриальном парке «Великий камень» образуется альянс компаний по производству электротранспорта

02 октября 2020

Кластеризация экономики – один из мировых трендов развития на протяжении нескольких десятилетий. Не осталась в стороне от глобальных тенденций и Беларусь: на площадке индустриального парка «Великий камень» резиденты из ряда стран создают кластер по производству электротранспорта.

Вместе – сподручнее

Даже большим корпорациям гораздо сложнее конкурировать поодиночке, чем вместе с компаниями, работающими в смежных сферах, формируя с ними группы предприятий, локализованных на одной территории. Предприятия дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества. Тем более это важно, когда речь заходит об инновациях, поскольку борьба за новые технологии, за доступ к знаниям – одна из самых острых в мире.  

Поэтому создание и развитие кластера электротранспорта, включение в него новых резидентов – один из ключевых проектов индустриального парка «Великий Камень», считает глава администрации Александр Ярошенко.

На данный момент в индустриальном парке действуют ряд компаний-резидентов, которые так или иначе работают в одном направлении. Например, ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие», которое открыло свое производство два года назад, занимается выпуском, техническим и гарантийным обслуживанием суперконденсаторов, которые само же и монтирует на транспортные средства. Отличие изделий в том, что требуется относительно непродолжительное временем для их зарядки (всего 6 минут), а также электроэнергия расходуется экономно. По заверениям представителей компании, транспортное средство с установленными на нем суперконденсаторами сможет преодолеть около 30 км.

Не менее амбициозные планы и у швейцарской компании CarrosserieHess AG ООО «Хесс Грейт Стоун», которая в «Великом камне» развернула производство электрического пассажирского транспорта. Последний отличается от «традиционного» отсутствием выбросов углекислого газа и урчащего мотора под капотом. Расположенные на крыше батареи, по планам разработчиков, можно будет заряжать на конечной остановке за весьма непродолжительное время. Порадовать коммунальные предприятия и автопарки многих стран планируется в уже 2021 году, когда производство выйдет на полный цикл, а с конвейера сойдут 45-50 кузовов автобусов. Уже сегодня компания поставляет кузова бесконтактных троллейбусов в Швейцарию, а также выполняет заказ по изготовлению и поставке 60 электробусов в Австралию. В планах – организация полного цикла производства со сборкой готовых бесконтактных троллейбусов в Беларуси.

Проект литовско-белорусской компании «ЕЕС-Групп», зарегистрированной в качестве резидента в июне 2020 года, связан с производством электросамокатов, а также станций зарядки для них. Отличительной чертой этих транспортных средств, по заявлениям представителей компании, будет увеличенный запас хода (до 100 км). Кроме того, «ЕЕС-Групп» озаботиться созданием ПО и систем управления для их круглосуточного проката (шеринга).

Еще один первопроходец на белорусской земле, только в сфере беспилотного транспорта и роботизированного оборудования, – ООО «Международная технологическая компания «Интеллектуальное оборудование». В обществе уже приступили к испытаниям беспилотного электромобиля. Сегодня как электрокары, так и беспилотные технологии весьма активно и небезуспешно разрабатывают и производят такие гиганты, как Tesla, AudiUber, Mercedes-Benz, BMW и другие. Так, за 2019 год количество электромобилей, а также плагин-гибридов (автомобилей, использующих и двигатели внутреннего сгорания, и электромоторы) в мире выросло до 7,9 млн.

В планах – развитие

Наша страна тоже ведет исследования в этой области, пытаясь сократить отставание от конкурентов. Уже сейчас электротранспорт постепенно вытесняет автомашины на двигателях, использующих продукты нефтепереработки. На улицах городов можно увидеть около 2000 электротрамваев, электробусов и классических троллейбусов на автономном ходу. И это далеко не предел.

По словам первого заместителя министра промышленности Сергей Гунько, в следующем году Беларусь планирует выпустить первую партию электрокаров (от 500 до 1000) и выявить их сильные и слабые стороны в эксплуатации. Выпуск станет, по сути, пробным шагом перед налаживаем массового производства электромобилей в будущем. Это само по себе потребует модернизации и развития инфраструктуры для комфортного использования нового вида транспорта, не говоря уже о необходимых тераватт-часах в год, чтобы обеспечить энергией стальные сердца машин. Впрочем, со вводом в эксплуатацию Островецкой АЭС вопрос не будет казаться непреодолимой проблемой.

Развитие электротранспорта определено в качестве одного из национальных приоритетов страны. Потенциально это может обеспечить доступ к передовым технологиям, производству конкурентоспособной и востребованной продукции.

Также повсеместное использование электрического общественного транспорта, как минимум, поможет Беларуси выполнить часть условий Парижского соглашения по климату: страна взяла обязательство сократить выбросы в атмосферу углекислых газов на 28% (по сравнению с 1990 годом) к концу следующего десятилетия.

В Беларуси уже разрабатывается комплексная программа для такого рода изменений, принята соответствующая нормативная база. По словам заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александра Корбута, учитывая географическое положение Беларуси (ее транзитный характер), для эффективного развития национальной инфраструктуры необходимы совместные усилия соседних государств. Важно определить единые подходы к станциям техобслуживания, зарядным станциям. Наша страна, отметил замглавы ведомства, может стать активным участником в формировании соответствующей системы, донором, который поделится опытом и знаниями, поможет привлечь инвесторов для производств.

Дмитрий ПРИЦЕВ

Фото industrialpark.by

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
13 июля 2024 12 июля 2024 11 июля 2024 10 июля 2024 9 июля 2024
Все новости