Экономика и бизнес

«Кластер развития»: в индустриальном парке «Великий камень» образуется альянс компаний по производству электротранспорта

Кластеризация экономики – один из мировых трендов развития на протяжении нескольких десятилетий. Не осталась в стороне от глобальных тенденций и Беларусь: на площадке индустриального парка «Великий камень» резиденты из ряда стран создают кластер по производству электротранспорта.

Вместе – сподручнее

Даже большим корпорациям гораздо сложнее конкурировать поодиночке, чем вместе с компаниями, работающими в смежных сферах, формируя с ними группы предприятий, локализованных на одной территории. Предприятия дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества. Тем более это важно, когда речь заходит об инновациях, поскольку борьба за новые технологии, за доступ к знаниям – одна из самых острых в мире.  

Поэтому создание и развитие кластера электротранспорта, включение в него новых резидентов – один из ключевых проектов индустриального парка «Великий Камень», считает глава администрации Александр Ярошенко.

На данный момент в индустриальном парке действуют ряд компаний-резидентов, которые так или иначе работают в одном направлении. Например, ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие», которое открыло свое производство два года назад, занимается выпуском, техническим и гарантийным обслуживанием суперконденсаторов, которые само же и монтирует на транспортные средства. Отличие изделий в том, что требуется относительно непродолжительное временем для их зарядки (всего 6 минут), а также электроэнергия расходуется экономно. По заверениям представителей компании, транспортное средство с установленными на нем суперконденсаторами сможет преодолеть около 30 км.

Не менее амбициозные планы и у швейцарской компании CarrosserieHess AG ООО «Хесс Грейт Стоун», которая в «Великом камне» развернула производство электрического пассажирского транспорта. Последний отличается от «традиционного» отсутствием выбросов углекислого газа и урчащего мотора под капотом. Расположенные на крыше батареи, по планам разработчиков, можно будет заряжать на конечной остановке за весьма непродолжительное время. Порадовать коммунальные предприятия и автопарки многих стран планируется в уже 2021 году, когда производство выйдет на полный цикл, а с конвейера сойдут 45-50 кузовов автобусов. Уже сегодня компания поставляет кузова бесконтактных троллейбусов в Швейцарию, а также выполняет заказ по изготовлению и поставке 60 электробусов в Австралию. В планах – организация полного цикла производства со сборкой готовых бесконтактных троллейбусов в Беларуси.

Проект литовско-белорусской компании «ЕЕС-Групп», зарегистрированной в качестве резидента в июне 2020 года, связан с производством электросамокатов, а также станций зарядки для них. Отличительной чертой этих транспортных средств, по заявлениям представителей компании, будет увеличенный запас хода (до 100 км). Кроме того, «ЕЕС-Групп» озаботиться созданием ПО и систем управления для их круглосуточного проката (шеринга).

Еще один первопроходец на белорусской земле, только в сфере беспилотного транспорта и роботизированного оборудования, – ООО «Международная технологическая компания «Интеллектуальное оборудование». В обществе уже приступили к испытаниям беспилотного электромобиля. Сегодня как электрокары, так и беспилотные технологии весьма активно и небезуспешно разрабатывают и производят такие гиганты, как Tesla, AudiUber, Mercedes-Benz, BMW и другие. Так, за 2019 год количество электромобилей, а также плагин-гибридов (автомобилей, использующих и двигатели внутреннего сгорания, и электромоторы) в мире выросло до 7,9 млн.

В планах – развитие

Наша страна тоже ведет исследования в этой области, пытаясь сократить отставание от конкурентов. Уже сейчас электротранспорт постепенно вытесняет автомашины на двигателях, использующих продукты нефтепереработки. На улицах городов можно увидеть около 2000 электротрамваев, электробусов и классических троллейбусов на автономном ходу. И это далеко не предел.

По словам первого заместителя министра промышленности Сергей Гунько, в следующем году Беларусь планирует выпустить первую партию электрокаров (от 500 до 1000) и выявить их сильные и слабые стороны в эксплуатации. Выпуск станет, по сути, пробным шагом перед налаживаем массового производства электромобилей в будущем. Это само по себе потребует модернизации и развития инфраструктуры для комфортного использования нового вида транспорта, не говоря уже о необходимых тераватт-часах в год, чтобы обеспечить энергией стальные сердца машин. Впрочем, со вводом в эксплуатацию Островецкой АЭС вопрос не будет казаться непреодолимой проблемой.

Развитие электротранспорта определено в качестве одного из национальных приоритетов страны. Потенциально это может обеспечить доступ к передовым технологиям, производству конкурентоспособной и востребованной продукции.

Также повсеместное использование электрического общественного транспорта, как минимум, поможет Беларуси выполнить часть условий Парижского соглашения по климату: страна взяла обязательство сократить выбросы в атмосферу углекислых газов на 28% (по сравнению с 1990 годом) к концу следующего десятилетия.

В Беларуси уже разрабатывается комплексная программа для такого рода изменений, принята соответствующая нормативная база. По словам заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александра Корбута, учитывая географическое положение Беларуси (ее транзитный характер), для эффективного развития национальной инфраструктуры необходимы совместные усилия соседних государств. Важно определить единые подходы к станциям техобслуживания, зарядным станциям. Наша страна, отметил замглавы ведомства, может стать активным участником в формировании соответствующей системы, донором, который поделится опытом и знаниями, поможет привлечь инвесторов для производств.

Дмитрий ПРИЦЕВ

Фото industrialpark.by