Экономика и бизнес

Комитет госконтроля нашел резервы снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги на 7,3%

Их рассмотрели на Коллегии КГК, проведенной по поручению Президента Беларуси и с участием руководителей профильных министерств и ведомств, а также председателей облисполкомов и Минского горисполкома.

На протяжении последних лет КГК уделяет особое внимание сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая затрагивает жизненные интересы каждого гражданина. Кроме того, в этой отрасли используются значительные бюджетные средства.

В апреле нынешнего года при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию глава государства поручил КГК провести анализ обоснованности формирования затрат на ЖКУ в целях выявления резервов по их снижению.

В ходе проверок установлены недостатки и нарушения, а по результатам работы КГК определил следующие основные направления снижения затрат.

Снизить себестоимости тепловой энергии

Зимой в структуре платежей за ЖКУ теплоснабжение занимает в среднем 30,9%. Поэтому снижение себестоимости тепловой энергии – одна из приоритетных задачей. Требует решения вопрос дисбаланса мощностей котельных и присоединенных к ним нагрузок. Всего в стране 310 котельных, чья мощность значительно превышает нагрузку. На отдельных котельных в областях себестоимость теплоэнергии в 3-6 раз превышает среднюю по системе ЖКХ. Предлагается ликвидировать неэффективные котельные путем переключения нагрузок на другие теплоисточники или за счет децентрализации систем теплоснабжения.

Ремонтировать и заменять сети теплоснабжения

Неудовлетворительное состояние тепловых сетей – основная причина потерь и увеличения затрат на услуги теплоснабжения. Например, в Гомельской, Минской и Витебской областях почти треть сетей эксплуатируются сверх нормативного срока службы (более 25 лет).

Аналогичная ситуация и с заменой сетей водоснабжения и канализации, около трети которых превысили установленный срок службы. Потери в сетях водоснабжения в целом по стране в 2016 году составили 18% при установленном Минжилкомхозом нормативе 12%. При этом по системе ЖКХ ежегодно осуществляется ремонт и замена не более одного процента таких сетей.

Улучшить использование местных видов топлива

Проверки систематически показывают, что на энергоисточниках используют переувлажненное древесное топливо (дрова и щепа), что приводит к повышению его удельных расходов до 65%, снижению коэффициента полезного действия котлов до 30% и соответственно к значительному увеличению затрат. При этом в отдельных котельных не используются навесы для хранения древесного топлива, оно продолжает храниться под открытым небом.

Исключить коррупционные моменты

Периодически в сфере ЖКХ обнаруживаются факты завышения себестоимости тепловой энергии, связанные с закупкой топлива у посреднических структур, а также без проведения соответствующих конкурсных процедур.

Например, в одной из организаций ЖКХ Витебской области руководитель преднамеренно, с нарушением законодательства закупал топливную щепу у коммерческих структур по цене, которая была значительно выше, чем у лесхозов.

Использовать ресурсы рационально, а бюджетные средства – по закону

Комитет госконтроля Гомельской области установил, что КУП «Речицкий райжилкомхоз» при оказании услуг по теплоснабжению и водоснабжению допустил сверхнормативное потребление электроэнергии стоимостью более 300 тыс. руб. В нарушение законодательства эти затраты предприятие необоснованно отнесло на себестоимость ЖКУ. В результате райжилкомхоз незаконно получил из бюджета более 100 тыс. руб., которые были возвращены только после вмешательства КГК. Кроме того, должностные лица КУП «Речицкий райжилкомхоз» в отчетах вместо сверхнормативного расходования электрической энергии указывали сведения о соблюдении норм ее расхода, что обеспечивало руководителю предприятия и отдельным специалистам необоснованные  премии.

Заготавливать древесное сырье собственными силами

Реализация этого предложения позволит снизить затраты на закупку дров не менее чем на 20%. Это подтверждает практический эксперимент, проведенный по инициативе КГК Могилевской области в Чаусском районе. Его суть заключалась в заготовке остатков (после заготовки древесины лесхозами) силами местного жилкомхоза. В результате эксперимента затраты на заготовку работниками коммунального хозяйства древесной щепы оказались в 1,5 раза ниже цены, за которую эту же щепу продавал лесхоз.

Не относить на себестоимость услуг сверхнормативные накладные расходы

Так, в Минске в 2016 году по этой причине себестоимость услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда и лифта, а также по обращению с коммунальными отходами была завышена на 14 млн руб. Подобные нарушения также выявлены во всех областях.

Отказаться от непрофильных активов

Несмотря на принятые на законодательном уровне решения, в регионах продолжается передача организациям ЖКХ непрофильных, как правило, неиспользуемых объектов без наличия финансирования для их содержания. Например, в 2016-2017 гг. организациям ЖКХ в Лунинце передан ремонтно-механический завод, в Барановичах и Ляховичах – здания столовых, в Петрикове – столярный цех, в Рогачеве – трансформаторные подстанции. Все эти объекты не имеют отношения к непосредственной деятельности ЖКХ, однако требуют затрат на содержание и эксплуатацию. Кроме того, выявлены факты передачи организациям ЖКХ не только непрофильных объектов, но и убытков прошлых лет по этим объектам.

Итого

По предварительным расчетам Комитета госконтроля, этот комплекс мер, позволит уменьшить годовые затраты на жилищно-коммунальные услуги на сумму около 220 млн руб. и снизить себестоимость данных услуг на 7,3%.