Экономика и бизнес

Коронавирус и бизнес: эксперт предрекает бум интернет-платежей

Во всем мире из-за пандемии закрываются торгово-развлекательные комплексы, крупные магазины и небольшие кафе. Люди стараются минимизировать контакты и все больше внимания обращают на товары или услуги, которые можно приобрести в онлайне — как следствие, доля цифровых платежей в мире возрастает. Это значит, что сейчас бизнесу нужно суметь адаптироваться под правила жизни в интернете, чтобы удержаться на плаву. Такая ситуация характерна и для Беларуси.

Трудно ли начать принимать платежи в интернете? Что для этого нужно? Для кого актуальны онлайн-платежи? Как сделать все по закону? На эти и другие актуальные вопросы корреспонденту 1prof.by ответила коммерческий директор компании Webpay Мария Очеретняя.

– Мария, из-за распространения коронавируса все больше людей стали использовать онлайн-платежи. Расскажите в двух словах про мир интернет-торговли?

– Во многом он похож на привычный нам мир безналичных платежей. Прием онлайн-платежей по банковским картам обеспечивается технологией, которая называется интернет-эквайринг. Она позволяет принимать платежи через сайт, мобильное приложение и простое выставление счета. Важно отметить, что для приема онлайн-платежей совершенно не обязательно иметь сайт или мобильное приложение, как считают многие. Проводить финансовые операции и управлять платежами можно и в личном кабинете в системе провайдера платежей. 

Главное отличие от торгового и мобильного эквайринга – в отсутствии физического терминала для считывания данных карты. Это происходит виртуально. Процесс движения денежных средств такой же, как и при расчете картой в магазине: деньги списывают со счета покупателя и зачисляют на расчетный счет продавца.

– Перед бизнесом появился важный и срочный вопрос: как быстро перейти в онлайн и начать продавать? 

– Если бизнесу важно начать принимать интернет-платежи максимально быстро, то личный кабинет провайдера – это самый удобный и простой способ, с которым каждый найдет общий язык. Для этого не нужно нанимать технических специалистов, которые помогут разобраться в вопросах интеграции, настройки и применения. 

Для подключения нужно иметь только сайт-визитку, с помощью которого покупатель может ознакомиться с вашей компанией, товарами либо услугами. Работать с личным кабинетом довольно легко. Вы, как продавец, генерируете ссылку на счет и отправляете ее покупателю на email или в мессенджер. Клиент переходит по ссылке, видит счет для оплаты, вводит карточные данные и подтверждает платеж. После оплаты вам приходит оповещение – значит, можно смело отправлять товар или оказывать услугу. 

– А если все-таки говорить о платежах через сайт или  мобильное приложение – какие тут особенности?

– Здесь несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Первый связан с платежным модулем, который нужно интегрировать на сайт или в приложение. 

Помимо этого и сайт, и приложение, должны быть приведены в соответствие с требованиями платежных систем, банков-эквайеров и провайдеров интернет-платежей. Эти требования касаются защиты карточных данных, информации о товаре или услуге, условиях оплаты и возврата, доставки. В общем, вся информация для защиты прав потребителя. 

– Через какие каналы может идти оплата? 

– Можно подключить интернет-эквайринг, оплату через ЕРИП, либо и то, и другое сразу: все зависит от типа бизнеса и целей. По сути, все перечисленные способы — про прием платежей в интернете, но есть некоторые отличия.  

Интернет-эквайринг дает возможность принимать онлайн-платежи со всего мира в различных валютах. Например, это важный аспект для тех, кто продает свои услуги и товары покупателям по всему миру, или для гостиничного бизнеса и туризма. Также интернет-эквайринг подходит для сервисов и приложений, которые работают по модели подписки: пользователь “привязал” карту и платежи за подписку списываются автоматически. Интернет-эквайринг подойдет и тем, кому нужно списание средств по факту: такси, онлайн-магазинам с доставкой, билетным операторам. 

А вот ЕРИП больше для тех, кто принимает платежи только в белорусских рублях и не нуждается в автоматических платежах или списаниях по запросу. 

– Для какой категории бизнеса сегодня актуальны интернет-платежи?

– Многие думают, что интернет-платежи —  это преимущество крупных компаний с большим оборотом. Подключить эту опцию есть возможность и у среднего, и малого бизнеса, и даже у ремесленников. В последнее время мы видим тенденцию повышения спроса на подключение интернет-платежей среди небольших компаний и индивидуальных предпринимателей. 

Сейчас особенно актуальны интернет-платежи для сервисов доставки. Тут речь не только о доставке еды, но и обо всех необходимых товарах, которые ранее приобретались в магазине. В этом направлении очень большой тренд на бесконтактную доставку, где интернет-платежи – важная составляющая процесса заказа. 

Онлайн-школы, образовательные мероприятия, курсы фитнес-центров — это все тоже “на волне”. Люди не хотят отказываться от привычного образа жизни и теперь ищут тренировки, уроки и другие интересующие их вещи в интернете. 

– Какие инновационные разработки появились в нашей стране в последнее время? 

– Одна из таких разработок – система удаленной идентификации.  Эта технология по ряду биометрических параметров и анализу документов паспорт, вид на жительство, водительские права и так далее позволяет подтвердить личность человека на расстоянии. Система создана для комфортного прохождения процесса идентификации и экономии времени. В условиях распространения вируса и рекомендаций лишний раз не выходить из дома она особенно актуальна. Например, удаленная идентификация позволяет открыть счет или совершить сделку, не покидая дом. А это как раз те операции, где нужно личное присутствие. Такая система помогает бизнесу сохранить клиента.

В подобном функционале заинтересованы банки, мобильные операторы, такси и каршеринг во многих странах. Беларусь – не исключение. На территории нашей страны много работают над внедрением системы удаленной идентификации в различные сферы и, надеемся, совсем скоро можно будет увидеть результат.

Есть ряд инноваций и в самих платежах. Так, существует оплата по QR-коду, который можно генерировать в личном кабинете системы. Далее QR-коды размещаются на сайтах, физических точках или отдаются курьерам в распечатанном виде, чтобы те использовали их вместо традиционных терминалов. 

Также стоит сказать про платежный чат-бот BYNgo в Telegram. Через него оплачивают коммунальные услуги, ТВ, мобильную связь и даже штрафы ГАИ. Удобно для тех, кто привык проводить много времени в соцсетях и мессенджерах.

– Подытоживая наш разговор: какое влияние оказала пандемия на бизнес?

– Некоторое время назад никто и подумать не мог, что присутствие бизнеса в интернете будет настолько необходимо. Предприниматели очень неохотно верили в то, что онлайн – такой необходимый канал продаж. В сегодняшних реалиях многие поняли, что онлайн-торговля открывает новые возможности для бизнеса. Это если не говорить об очевидных плюсах присутствия в онлайне в виде повышения узнаваемости бренда, более широкого охвата и так далее. Кризис пройдет, а вот воспоминания о нем останутся с нами надолго. На мой взгляд, дальше немыслимым будет казаться  отсутствие любого бизнеса в онлайне.

Дмитрий КУЛЬБАЦКИЙ

Фото из открытых интернет-источников и архива героини