Экономика и бизнес

Локдаун: часть вторая. Опять никто никуда не едет. Страдает туризм

Пандемия коронавируса привела к введению локдауна во многих странах. В этой ситуации одной их наиболее пострадавших оказалась мировая туристическая индустрия. Годами наработанные в турбизнесе связи в один миг оказались под разрушающим ударом Covid-19. Ощутил его последствия и белорусский туризм. О том, насколько сильно пострадали наши турфирмы и каковы прогнозы на перспективу, поговорили с экспертами.

По данным Министерства спорта и туризма Беларуси, на начало ноября экспорт услуг в отечественной туриндустрии составил лишь 40% от показателей 2019 года. Многое по-прежнему остается неопределенным и зависит от развития  общей ситуации с коронавирусом в мире, от введения дополнительных антиковидных мер в странах. 

Республиканский Союз туристических организаций (РСТО) в начале осени опросил 58 туроператорских и турагентских компаний Беларуси. Половина из них отметили, что продажи туров в нынешнем году составили менее 20% от проданного в 2019-м. По мнению экспертов РСТО, кризис больше всего прошелся по въездному и выездному автобусному туризму, инкаминговым компаниям (туроператорам, которые организуют туры для иностранных граждан в Беларуси. – Прим. авт.), экскурсоводам , гидам-переводчикам, а также санаторному и гостиничному бизнесу. 

Галина ПОТАЕВА, руководитель компании «Виаполь»:

– Ранее въездной туризм в нашей кампании занимал доминирующее положение, но с весны этого года он упал чуть ли не на 100%. Когда коронавирусная инфекция дошла до Беларуси, мы стали переносить оказание услуг, а затем последовала полная аннуляция целых цепочек. В нашей фирме задолженность перед туристами составила около 100 тыс. долларов, которые мы должны были вернуть.

По мнению специалистов, наименее проблемным пока остается внутренний туризм. Переориентация с зарубежных туров на поездки по Беларуси произошла благодаря тем белорусам, кто был готов отправиться в путешествие по родной стране. И здесь выиграли те, кто предложил отечественному потребителю наиболее интересные варианты домашнего отдыха.

Сергей БУСЬКО, общественное объединение «Белорусское общество экскурсоводов и гидов-переводчиков»:

– Сегодня меняется даже структура экскурсий. Если раньше были популярны «Мир» и «Несвиж», классические маршруты, то сейчас люди просят другое. Люди стараются избегать больших городов и крупных объектов с их массовостью. Многие хотят как раз посмотреть периферию.  Например, те же Ружаны, Косово. Появляются и совершенно новые точки притяжения путешественников, которые раньше сложно было назвать туристическими. К примеру, водопад на реке Вятка. Меньше стали и сами группы.

Стоит напомнить, что первая национальная программа развития белорусского туризма была принята еще 16 лет назад. Существенным шагом по привлечению туристов в страну стала либерализация временного пребывания иностранцев на территории Беларуси. Благодаря установлению безвизового режима, в 2018 году к нам приехали более 360 тыс. иностранных гостей. В прошлом году страну посетили уже 405,5 тыс. человек. Из них большинство – граждане России.

Галина ПОТАЕВА:

– Я бы хотела сравнить ситуацию с прежним докоронавирусным годом. В 2019-м въездной туризм у нас составлял 91 %, внутренний соответственно – 9%. В этом году наоборот: порядка 95% – внутренний туризм, а 5% приходится на въездной. И то за счет новогодних праздников. Сравнивать эти два направления довольно сложно, поскольку слишком не равнозначны объемы не по количеству туристов, не по доходу. Если говорить о выручке фирмы, она упала в этом в году в 12 раз.

По данным Белстата, в 2019 году вклад туристической отрасли в ВВП Беларуси составлял более 2%, или 2,9 млрд. рублей. В отечественной туриндустрии было занято более 240 тыс.человек. В том же 2019-м, по информации Росстата, вклад туризма в мировой ВВП составлял 10,3% (или 8,9 трлн. долларов). В ней было занято около 330 млн. работников. Однако пандемия многое изменила. Некоторые, ранее процветавшие, турфирмы обанкротились. В бедственном положении оказались даже целые страны, в которых туризм являлся основной статьей доходов. Особенно тяжело пришлось островным государствам, например, таким как Сейшелы или Багамы, где до трети ВВП формировалось турбизнесом.

По разным оценкам, в ближайшее время прогнозируется снижение международных поездок (в 2–5 раз), без работы могут остаться до 120 млн. человек, а общий спад в мировой индустрии может достигнуть 79% (или 1,2 трлн. долларов).

Дмитрий ПРИЦЕВ

Фото Александра ПОБАТА