МАРТ: как в стране изменяют принципы интернет-торговли и защищают права потребителей
В Беларуси работает около 27 тысяч интернет-магазинов, торговля в сети быстро развивается.
Как рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Инна Гаврильчик, в 2015 году удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов составлял лишь 2% в объеме всего розничного товарооборота страны. По итогам 2020-го этот показатель вырос до 5,4%. По мнению представителя МАРТ, активное развитие интернет-торговли связано в том числе с пандемией.
К слову, за последнюю пятилетку количество интернет-магазинов возросло в 2,2 раза. В 2015 году их было 14 тысяч, по итогам I полугодия 2021 года насчитывалось уже почти 27 тысяч интернет-магазинов.
По статистике, 47% таких объектов торговли принадлежат юридическим лицам, а около 53% – индивидуальным предпринимателям. Причем некоторые интернет-магазины специализируются на определенном виде товаров, некоторые предлагают универсальный ассортимент.
Инна Гаврильчик подчеркнула, что в рамках пилотного проекта, который действует с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2022 года, в Беларуси разрешено продавать через интернет-магазины ювелирные изделия. Для белорусов это – новый сегмент. Специалисты проводят анализ работы ювелирных интернет-площадок и контролируют их деятельность, чтобы не допустить правонарушений. По итогам этой работы будет принято решение: нужно ли развивать в стране такое направление или нет.
Напомним, что торговать ювелирными изделиями можно лишь при наличии лицензии. Продавать можно только изделия, произведенные в нашей стране и промаркированные кодами идентификации.
В Беларуси также сняты ограничения на интернет-продажи скоропортящихся пищевых продуктов и питания для спортсменов, при наличии необходимого пакета документов разрешено продавать и биологически активные добавки.
Представитель МАРТ также акцентировала внимание на том, что белорусское законодательство защищает интересы потребителей вне зависимости от того, где был куплен товар – в стационарном магазине или в интернет-магазине. По ее словам, такая практика применяется не во всем мире.
Инна Гаврильчик напомнила, что с 8 июля 2021 года обновились условия дистанционной торговли. Согласно новым правилам интернет-продавец теперь обязан предоставлять покупателям информацию о полном наименовании магазина, юридическом адресе местонахождения организации, данные о госрегистрации, дату включения в торговый реестр, телефоны.
Кроме того, необходимо указать электронную почту и предоставить сведения о лице, уполномоченном рассматривать претензии потребителей. На сайте магазина в обязательном порядке должна быть и информация об уполномоченном должностном лице по защите прав потребителей в местном исполнительном органе, к которому можно обратиться, если конфликт интересов с продавцом не решается.
Подготовила Анжела ЛЮДЫНО
Фото из открытых интернет-источников