Экономика и бизнес

Молоко вместо нефти. Сколько Беларусь зарабатывает на молочной продукции?

Государство еще со второй половины 1990-х годов придавало особое значение развитию сельского хозяйства. За это время были созданы необходимые условия как для обеспечения собственным продовольствием внутреннего рынка, так и выхода на значительные объемы экспорта

Производство и переработка молока – важнейшие  составляющие агропромышленного комплекса Беларуси. Достаточно лишь сказать, что доля «молочки», по информации начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексея Богданова, за январь-август в поставках за рубеж сельскохозпродукции и продовольствия в 2020 году составила более 43%. Что принесло в государственную казну 1,614 млрд долларов. Напомним, что с 2015 года – когда было зафиксировано перепроизводство продукции из молока, а цены впервые за несколько лет резко пошли вниз – экспортная выручка страны неуклонно росла, с 1,744 до 2,342 млрд долларов в прошлом году. Для сравнения, в 2019 году Беларусь на поставках нефтепродуктов за рубеж – одной из самых доходных статей бюджета страны –заработала чуть более 5 млрд долларов. За это время увеличилась и география поставок молочной продукции. Если еще 4 года назад она шла в 31 страну, то только за первые 6 месяцев минувшего года поставки шли уже в 47 стран мира.

По сведениям Европейской комиссии, наша страна удерживает позиции ведущего экспортера молочной продукции.

Мы занимаем 3-е место по экспорту масла и сухой молочной сыворотки, белорусские производители стали четвертыми по поставкам сыра и пятыми — в продажах сухого обезжиренного молока. Всего же на Беларусь приходится порядка 6% мировой торговли молочной продукцией.

Ключевые государства для экспорта белорусских молочных продуктов – Россия, Казахстан, Китай и наша южная соседка, Украина. Львиная доля приходится на Россию, куда мы экспортируем более 80% всей «молочки». Большой ее ассортимент и высокое качество завоевали среди потребителей России признание и постоянный спрос. Это позволяет наращивать поставки, несмотря на периодические препоны Россельхознадзора. В то же время власти пытаются выйти на новые рынки, чтобы усилить экспортные возможности. При этом увеличение производства молока и освоение новых рынков во вне непосредственно взаимосвязано и, как показала практика, предстает в качестве важнейшего направление развития молочной отрасли страны в целом. А качество и безопасность продуктов питания – преимущества, которые стали брендом при продвижении отечественной продукции.

Помимо постсоветского пространства, «молочка» идет в государства Азии и Океании: Китай, Бангладеш, Малайзию, Грузию, Филиппины и другие. Белорусскую молочную продукцию можно увидеть и в ЕС, и на территории Африки. Есть поставки и в страны Америки и карибского бассейна – Венесуэлу, США, Канаду и даже Кубу.

Истоки достижений

Большая часть молока в Беларуси производится в особых хозяйствах молочного направления. Основная их часть принадлежит государству. По оценкам экспертов специализированного информационно-аналитического агентства milknews, финансирование молочной промышленности на протяжении двадцати последних лет со стороны государства составило более 1 млрд долларов. Деньги рекой шли на закупку оборудования и внедрение новейших технологий, обновление рецептуры приготовления продуктов питания. По словам замминстра Минсельхозпрода Игоря Брыло, с 2010 года в Беларуси модернизировали и реконструировали свыше 1600 ферм, в которых содержится при помощи новых технологий около 1 млн коров. Это позволило расширить ассортимент выпускаемых молочных продуктов, увеличить число новинок с улучшенными потребительскими свойствами и более длительным временем хранения.

Например, Беларусь производит продукты с повышенной биологической ценностью: обогащенные бифидобактериями, где также могут «плавать» белковые добавки, лактоза, комплекс витаминов, частички фруктов и овощей. Это позволило, к слову, потеснить с отечественного рынка зарубежных конкурентов.

Кроме того, молочная отрасль за прошедшие годы постепенно прошла оптимизацию, не утратив эффективность работы организаций. Так, из более 140 предприятий, которые были еще на момент 2010 года, сегодня осталось лишь 37 укрупненных холдингов. Переработка молочной сыворотки в стране была доведена до 94% еще в 2018 году, что на фоне ситуации в российской отрасли, как отмечают российские аналитики из milknews, выглядело впечатляющим достижением. Но отечественные специалисты не намерены останавливаться, они продолжают работать над качеством молока. Если еще 10 лет назад молока сорта экстра в стране производилось лишь около 10%, то в 2019 году, по сведениям Минсельхозпрода, уже 58,1% от общего объема. Выросла и рентабельность (отношение прибыли к тем ресурсам, которые вложили, чтобы получить доходы) производства – до 30%.

Необходимо отметить и лидеров отрасли. В двадцатку самых крупных предприятий, по информации Milknews и Streda Consulting, где производится большая часть молочной продукции, вошли:

  • Савушкин продукт (включая Березовский СК);
  • Слуцкий сыродельный комбинат;
  • Бабушкина крынка;
  • Минский молочный завод №1;
  • Лидский молочноконсервный комбинат (включая МК «Новогрудские Дары») и другие.

О возросших возможностях в молочной отрасли говорит и уровень самообеспечения продукцией. Так, в прошлом году средний уровень потребления составил по стране 246 кг на человека, что превышает среднемировой в более чем 2 раза.

Дмитрий ПРИЦЕВ

Фото Александра ПОБАТА