Налоговые консультанты и налоговые органы столицы обсудили варианты сотрудничества
«Необходимость встречи назрела потому, что практически все, кто идет сегодня в налоговые консультанты, – представители Минска. И нам хотелось бы поговорить с вами о возможных путях взаимодействия, – отметила заместитель начальника инспекции Ольга Кишко.
Напомним, Палата налоговых консультантов в Беларуси зарегистрирована Министерством юстиции в конце апреля 2018 года. Это некоммерческая организация, деятельность которой позволит реализовать в работе специалистов принцип саморегулирования. На данный момент в ней числится 35 членов. Хотя общее число сдавших квалификационные экзамены больше, и постепенно заявления на членство в Палате поступают.
«Существуют три обязательных пункта, которые надо выполнить, чтобы оказывать услуги по налоговому консультированию: получить аттестат, вступить в Палату и заключить договор страхования профессиональной ответственности, – рассказал Павел Царев. – Для подтверждения членства мы, в свою очередь, выдаем выписки из протокола правления о принятии в Палату. Что касается основных целей , то они закреплены Указом Президента № 338 «О налоговом консультировании» и Уставом Палаты: защита и представление интересов налоговых консультантов, внутренний контроль качества деятельности и методологическая помощь».
Решать совместно
Поскольку Палата возникла недавно и еще находится в процессе становления, то пока нет практических кейсов, защищающих интересы налоговых консультантов. Организация выражает общую заинтересованность, ведет обсуждение с госорганами по поводу формирования места норм о налоговом консультировании в системе законодательства, регламентирующего аудиторскую деятельность и оказание бухгалтерских услуг. Возможно, те или иные положения нужно будет согласовать в соответствии с новым видом предпринимательской деятельности.
По словам Павла Царева, сейчас, на этапе становления, ряд вопросов обсуждается со страховыми организациями. Как выяснилось, ни одна из них не дает бессрочного страхования. «Согласно указу наша ответственность не ограничена. Договором мы тоже не можем ее ограничить. Но срок ожидания после истечения действия страхового полиса в лучшем случае будет 4 года, – отметил председатель Палаты. – По этому вопросу ведем переписку с Министерством финансов».
С точки зрения правления Палаты требует дальнейшего обсуждения вопрос о возможности привлечения налогового консультанта к административной ответственности – по статьям 13.6 и 13.7 КоАП.
«Сложно представить, как это будет осуществляться на практике. Одно дело посчитать и сдать декларацию и в случае ошибки нести ответственность. Но на уплату налога консультант навряд ли может повлиять. Потому что не распоряжается счетом, не вмешивается в оперативную деятельность, не может подписать платежку и способствовать тому, чтобы аккумулировать деньги. Это обязанности руководства, то есть налогоплательщика», – пояснил Павел Царев.
Одна из основных функций налоговых консультантов – расчет налогов, подача отчетности, электронных счет-фактур. В этом направлении взаимодействие с налоговыми органами будет осуществляться на техническом уровне. «То есть мы сможем предоставлять информацию о наличии договора: это позволит налоговым органам иметь подтверждение того, что у налогового консультанта, подписавшего декларацию, были на то полномочия», – добавил председатель правления Палаты налоговых консультантов.
Не количество, а качество
Налоговое консультирование – еще относительно новый вид деятельности, но обращения за такими услугами уже есть. Всю необходимую информацию можно найти на сайте Министерства по налогам и сборам.
Однако не всегда звонящие правильно понимают функции налоговых консультантов. Некоторые думают, что специалист обязан проконсультировать их на безвозмездной основе. «Разъясняем, что это вид предпринимательской деятельности, что необходимо заключать договор с налоговым консультантом, – рассказал Павел Царев. – К слову, у нас уже разработаны типовые формы договоров для налогового консультирования. В приложениях к ним содержится краткая информация о сторонах, предмете, сроках, которая и будет представляться в налоговый орган для подтверждения полномочий консультанта».
Сегодня в целом насчитывается около 50 налоговых консультантов. В основном в эту сферу деятельности приходят аудиторы, сотрудники бухгалтерских компаний. Однако, по словам Ольги Кишко, даже при большом желании такое количество специалистов не охватит Минск. В свою очередь, Павел Царев высказал мнение, что снижать планку сложности вопросов, чтобы набрать больше людей, не имеет смысла. Ведь испытания позволяют отсеять тех, кто не готов пока стать налоговым консультантом.
Кстати, с введением налогового консультирования возник вопрос: как эта деятельность будет соотноситься с аудиторской. Ведь до появления такого института аудиторы выполняли схожие функции. Как сообщил Павел Царев, есть совместное письмо МНС и Минфина, где указано, что аудиторские организации вправе продолжать оказывать услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также по налоговому консультированию без наличия в штате сотрудников, имеющих квалификационный аттестат налогового консультанта.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Фото автора