Наверх

«Непочетно сидеть дома и бездельничать». Поговорили о бизнесе и не только с создательницей сети аптек

05 сентября 2024

Сейчас купить эфирное масло или мумие можно на каждом шагу. А еще 30 лет назад такого товара и в помине не было. Семья моей собеседницы – из тех, кто фактически совершал переворот в аптечном деле. Как развивался бизнес и подбираются кадры – в разговоре с директором сети «Зеленая аптека» Ругией Кенгерли.

Ругия, сегодня вы представляете собой образец белорусской бизнес-леди. Правда ли, что до предпринимательской деятельности работали на заводе?

– Четыре года! В 17 лет не смогла поступить в университет и пошла, куда взяли – на завод «Сигнал» (одно из подразделений «Горизонта»). В нашей семье любой труд считается почетным. Непочетно сидеть дома и бездельничать. Собирала печатные платы для телевизоров. Работа была простой и монотонной.

А как родилась идея открыть сеть аптек?

– Это были 1990-е, времена тотального дефицита. Тогда популярностью пользовалась выездная торговля: по предприятиям и организациям «путешествовали» лотки с товарами народного потребления – от колготок до оливкового масла. Мои родители тоже «челночили»: закупались сначала в Польше, потом в Москве, а здесь продавали. Ближе к 2000-м вместе с вещами стали привозить средства магнитотерапии – браслеты, стельки, эфирные масла, мумие. Спрос был огромный, а конкуренции – ноль, поэтому мы отказались от продажи одежды, сосредоточившись на оздоровительных товарах.

К сожалению, у нас в обществе еще живы предрассудки, что бизнес – это дело сильных и пробивных мужчин. Сталкивались ли вы с предвзятым отношением только потому, что вы – женщина?

– Помню, как-то на переговорах один из арендодателей бросил мне: «Ну что же вы такая упрямая? Лучше бы сходили со мной в ресторан!» Да, общество у нас консервативное. Многие уверены, что без мужчины ничего толкового сделать нельзя. Но мой пример и тысяч других доказывает: женщина в состоянии решить любой вопрос, разрулить любую ситуацию и руководить крупной компанией.

Мне нередко попадаются объявления в аптеках: «Требуется провизор». Сказывается дефицит кадров?

– Верно. И это большая проблема. Сегодня фармацевтов готовит несколько учебных заведений, но выпуски небольшие. Чтобы «заманить» специалиста, нанимателям приходится поднимать зарплату – причем часто экономически необоснованно. А если вкладываешь больше, чем получаешь, велика вероятность разориться.

Но будем откровенны: это очень сложная профессия, а еще и с людьми приходится работать…

– Да, иногда посетители выпускают пар именно в таких местах, как аптека, магазин, почта. Но грамотные провизоры никогда не будут воспринимать это на свой счет. С людьми надо уметь работать. Зачем они приходят в аптеку? Не за конкретным лекарством. Им нужно решить проблему, которая их мучает. Болит голова, спина или колено. Провизор должен быть эмпатичным: выслушать, дать компетентный совет.

А как вам удается решать кадровый вопрос?

– В первую очередь с помощью разумной системы оплаты труда. Премиальная часть составлена таким образом, чтобы всем было интересно работать, появлялись азарт и цели. У нас «плавающие» авансы – сотрудники могут их взять, когда нужно, даже раньше установленной даты.

Кроме того, у нас демократичные отношения – мне в мессенджер может написать любой сотрудник. Также мы подыскиваем рабочие места, чтобы людям было удобно добираться. Идем навстречу и при составлении графика. Наши сотрудники постоянно повышают квалификацию: не только на курсах от Минздрава, но и на организованных нами.

Можем похвастаться соцпакетом. Например, на обслуживание в нашей сети медцентров работники получают скидку 30%. К Новому году дарим подарки не только сотрудникам и их детям, но и внукам – эту традицию заложили еще мои родители. Тем более в нашем коллективе немало людей солидного возраста. К слову, многих мы трудоустроили после специального обучения у нас. Известно, что достаточно сложно найти работу, если до пенсии осталось несколько лет.

Мы же таких людей с удовольствием берем: как правило, это образцовые сотрудники.

Здорово, когда бизнес занимается и благотворительностью. Это в том числе история про вас.

– Помогаем тем, кто обращается. Например, поучаствовали в строительстве нового здания детского хосписа, перечислили деньги обществу инвалидов, поздравили ветеранов с Днем Победы.

Есть мнение, что лучший способ потерять друга – открыть с ним общее дело. У вас ситуация еще сложнее – вы работаете с мужем. Как разделить бизнес и личную жизнь?

– Никогда даже не задумывалась над этим. Если свое дело настолько напрягает и выматывает, что не хочется думать о нем вне рабочего времени, то зачем оно? Мы с мужем познакомились в офисе, у нас все переплетается. Дома часто обсуждаем деловые моменты, что-то обдумываем вместе – для нас это не только нормально, но и продуктивно.

Находите время для себя? Ведь успешный бизнесмен – чаще всего очень загруженный человек.

– Но при этом суперорганизованный! Мне важно понимать, на что и сколько времени я трачу и что от этого получаю. Например, занятия в тренажерном зале помогают оставаться в форме и поднимают настроение. В моем графике есть место спорту, бассейну, книгам, путешествиям, друзьям и даже ленте в телефоне. Отдых может быть разным. Главное – в радость.

Блиц

Какой ваш основной бизнес-принцип?

– Прежде всего – честность и справедливость. А еще я уверена, что любое действие должно приносить удовольствие.

Дайте совет начинающему бизнесмену.

– Сначала подумайте, чего хотите: если просто свободный график и желание не работать «на дядю», то этого явно недостаточно. Целью должна быть прибыль. Важно хорошо посчитать и составить план действий. Если вы сами не умеете этого делать, обратитесь к бизнес-трекеру или бизнес-ментору.

Сложнее начинать или удерживаться на плаву?

– У истоков дела чаще стоят люди рискованные, бесшабашные, которые живут без оглядки на мнение других. Им говорят: «Не получится», а они все равно идут напролом. Это их и положительная черта, и отрицательная. Порой они действительно доигрываются до проблем или краха, потому что так и правда делать было нельзя – по закону или принципам экономики. Поэтому хорошо, когда есть команда, причем из людей с разными характерами и психотипами. Именно с ее помощью можно удержаться и достичь успеха.

Юлия ЯШЕВСКАЯ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
15 сентября 2024 14 сентября 2024 13 сентября 2024 12 сентября 2024 11 сентября 2024
Все новости