Ориентир для развития бизнеса? В чем преимущества принятой стратегии развития МСП
Напомним, на прошлой неделе правительство утвердило стратегию развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года. Как отмечалось, этот документ должен помочь повысить экономическую свободу предпринимательства в стране и увеличить его вклад в социально-экономическое развитие страны.
Логичное продолжение
Как отметил министр экономики Дмитрий Крутой, необходимо ориентироваться на положительные процессы, которые сегодня происходят в малом и среднем предпринимательстве (МСП). Во-первых, это налоговые поступления в бюджет. Их доля составляет 34%, а за год в целом может быть и 36%. Во-вторых, экспорт: малое и среднее предпринимательство обеспечивает 36% его по товарам, а по услугам еще выше – 39%. В-третьих, количество занятых: в этом сегменте сейчас работают 1,3 млн человек. Ожидается, что к концу реализации стратегии эта цифра увеличится до 2 млн. Но для этого необходимо создавать и формировать соответствующие условия. С этим утверждением согласны и в Федерации профсоюзов.
Заместитель председателя Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» Евгений Климентёнок отметил, что сегодня в целом государственная политика направлена как раз на то, чтобы способствовать развитию бизнеса. Поэтому вполне логично, что в ряду таких документов, как Директива № 4, Декрет № 7, появилась и стратегия.
«Как известно, она долго разрабатывалась с участием бизнес-сообществ, органов государственной власти. По сути, стратегия отражает то, к чему мы должны прийти и как. Ведь можно много говорить о развитии предпринимательства. Но нельзя вот так сразу, собрав комиссию и озадачив ее, к примеру, за полгода привести к единому знаменателю все нормы, инструкции, выстроить работу ведомств и т. д.», – пояснил Евгений Антонович.
На равных условиях
Стратегия рассчитана на долгосрочную перспективу. В результате второго этапа ее реализации к 2030 году в Беларуси планируется довести долю субъектов МСП в общем объеме валовой добавленной стоимости до 50% (сейчас – 25%). Однако, по мнению заместителя председателя профсоюза «Садружнасць», это не должно быть самоцелью.
«На деле такое увеличение может произойти не только за счет роста малого и среднего бизнеса, но и за счет уменьшения доли крупного в ВВП, в том числе госпредприятий. Нужно, чтобы работали хорошо одни, и прирастали другие, – считает Евгений Климентёнок. – По-моему, государственный сектор в экономике не является антагонистом частного. Они вполне хорошо могут сочетаться при определенном совершенстве регулирующего законодательства и при том, что и те, и другие предприятия работают эффективно – сотрудничают, конкурируют. Здесь как раз стоит отметить еще один пункт, предусмотренный стратегией, – разделение функций государства как регулятора и собственника. Ведь без этого как раз и появляется нечестная конкуренция, коррупция».
К слову, создание равных условий работы для субъектов хозяйствования – один из основных принципов стратегии. Важным инструментом при этом будет оценка регулирующего воздействия. Она внедрена на уровне последней редакции Закона «О нормативных правовых актах». Координирующим центром в данном случае выступает Министерство экономики. И к февралю 2019 года, когда этот инструмент заработает в полную силу, будет создана полноценная система мониторинга решений всех госорганов, которые ущемляют права бизнеса. Еще один не менее важный пункт – противодействие монополистической деятельности и формирование конкурентной среды.
«Хотелось бы также отметить внедрение механизма оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, влияющих на предпринимательскую деятельность. Важно понимать, к каким последствиям приведет тот или иной принятый документ, – добавил заместитель председателя профсоюза «Садружнасць». – Сегодня можно сказать, что та оценка, которая проводится, недостаточно компетентна. То есть результаты действия принимаемых документов не всегда учитывают возможные негативные последствия».
Кому выгоднее?
Спорный пункт – реформирование госпредприятий, включая передачу госимущества более эффективному собственнику. Можно сказать, что это в большей степени касается государства, а не предпринимателей.
«Сегодня в реестре Госкомитета по имуществу Беларуси находится 1 700 неиспользуемых или плохо используемых объектов госсобственности. Из них примерно 1 000 выставлены на продажу, а 700 могут быть переданы в аренду. Большая работа по либерализации в этом сегменте уже проведена, но не все о ней знают. В частности, о возможности покупки в рассрочку до 1 года, а аренды – до 5 лет. Хотим увеличить эти сроки, чтобы раскрепостить частную инициативу, – отметил министр экономики Дмитрий Крутой. – Кстати, в районах со сложным экономическим положением в качестве эксперимента сделали возможным, чтобы объекты, которые не используются, местные власти могли передавать предпринимателям в обмен на 1–2 рабочих места».
Уверенность в завтрашнем дне
Вопрос, который активно обсуждался в последнее время в стране, – декриминализация экономических преступлений. В Минэкономики отмечают, что таких нарушений, как незаконная предпринимательская деятельность, нарушения в сфере торговли, рекламы, становится меньше как по количеству, так и по штрафам. Со своей стороны ведомство выступает за серьезное смягчение ответственности по экономическим статьям, в том числе отказ от конфискации имущества, расширение параметров ущерба, относящихся к категории крупного и особо крупного. Ожидается принятие серьезных мер, связанных с лишением свободы предпринимателей, которые совершили экономические преступления. Декриминализация, а также приоритет профилактической направленности работы контролирующих органов предусмотрены и принятой стратегией.
«У предпринимателей должно быть больше уверенности в завтрашнем дне. Это, в частности, будет способствовать развитию внутренних инвестиций, а также повысит привлекательность нашей страны в глазах зарубежных инвесторов», – отметил Евгений Климентёнок.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ