Наверх

Почему в белорусских магазинах так сильно подорожали курица, хлеб, молоко и другие продукты

07 октября 2021

О причине подорожания «социальных» продуктов, рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.

Рост цен в белорусских магазинах в МАРТ связывают со сложной эпидемиологической обстановкой, из-за которой понесли урон все сферы экономики.

– Из-за пандемии подорожала логистика, ухудшилось товародвижение и защитные санитарные меры. Такая ситуация не могла не отразиться на динамике цен. К примеру, в мире прирост цен на продовольственные товары за последний год составил 30,8%. В Беларуси подорожание больше всего заметно на товарах, которые у нас в стране не производят или производят в недостаточном количестве, – отметил первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец.

Представитель МАРТ также напомнил, что в нашей стране с целью недопущения спекулятивного роста цен, введено временное ценовое регулирование на основные социально значимые товары. При этом, если у производителя возникает необходимость увеличить цену, скажем, из-за роста затрат, он может это сделать, предварительно обратившись в специализированную комиссию по ценообразованию при правительстве. Так, к примеру, недавно было согласовано повышение цен на мясо и молоко.

Почему так сильно подорожала курица и другие социально значимые товары

Как объяснил Иван Вежновец, основная причина роста цен в Беларуси – это подорожание импортируемого сырья и материалов. Цены на мясо кур не являются исключением.

– На белорусский рынок дополнительное давление оказывает динамика цен нашего основного торгового партнера – Российской Федерации. К примеру, в нашей стране в течении этого года куры подорожали на 9,1%, а в России – на 16%. Чтобы сохранить объемы продаж на фоне подорожания, многие производители меняли ассортимент мяса и мясопродуктов в рамках товарных групп. При этом товары с полок магазина, за малым исключением, не пропадали, – отметил первый замминистра белорусского ведомства.

Что касается стоимости других социально значимых товаров, то по оценкам МАРТ, за 8 месяцев этого года в целом они выросли на 3,4%. При этом в ведомстве пообещали сдерживать рост цен по максимуму.

– Основная причина применения ценового регулирования в Беларуси – это сглаживание негативных последствий пандемии на внутренний потребительский рынок. Решения в отношении ценового регулирования будут приниматься исходя из складывающейся динамики на внутреннем и мировом рынках продовольствия. Цены на «социальные» продукты будут сдерживаться как минимум до конца этого года. В списке 30 позиций: мясо, колбасы, картошка, хлеб и батон, масло сливочное и масло растительное, маргарин и ряд других, – прокомментировали в МАРТ.

Ценообразование под контролем

За стоимостью продуктов питания также следит Федерация профсоюзов Беларуси. Сейчас профсоюзы особенно обеспокоены ростом цен на овощную продукцию. Тем более, что один из последних мониторингов показал, что с декабря прошлого года цены на капусту и картофель в магазинах страны увеличилась более чем в 2 раза, на морковь и свеклу – более чем в 4 раза.

В Федерации уверены, что подорожания можно избежать, для этого необходимо оперативно принять меры для насыщения рынка отечественной продукцией на весь предстоящий зимне-весенний сезон.

– В прошлом году в сельхозорганизациях и в фермерских хозяйствах страны было выращено порядка 600 тыс. тонн овощей. Это в 2 раза больше, чем нужно, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка. Тем не менее, в межсезонье мы вновь зафиксировали проблемы с наличием на прилавках тех или иных белорусских овощей. При этом импортных было вдоволь, – во время посещения ОАО «Озерицкий-Агро» отметил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда. – В итоге, выгоду получают не наши крестьяне, а те, кто привозит и перепродает здесь зарубежную продукцию. В результате теряют все: и люди, которые вынуждены покупать втридорога, и страна в целом – ведь мы тратим валюту на то, что производим сами.

Федерация профсоюзов неоднократно обсуждала эти вопросы с производителями, представителями торговых сетей и органов власти. И, по мнению профсоюзов, эта ситуация складывается из-за несовершенства системы взаимодействия производителей и торговых сетей.

– Дело в том, что выращенную продукцию сельхозорганизации и фермеры стараются сразу же продать по максимуму. Это происходит потому, что в дальнейшем они не знают, выкупят ли ее торговые сети или нет. К тому же, овощи нужно сохранить, а это тоже влечет затраты (и неизвестно, окупятся ли они). Получается, что все риски ложатся только на производителей, – объяснил Михаил Орда.

По мнению профсоюзного лидера, это несправедливо. Михаил Орда уверен, что эти риски надо перераспределить между производителями и продавцами. Торговые сети должны взять на себя обязательства по строительству или приобретению в каждой области современных овощехранилищ. Затем заключить контракты с производителями и загрузить их осенью под региональную потребность. Тогда на рынке товар будет представлен в необходимом количестве вне зависимости от сезона, и резкие скачки цен прекратятся.

Виктория ЯКИМОВА

Фото Александра ПОБАТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024
Все новости