Наверх

Правовой компас: как стать индивидуальным предпринимателем?

05 июня 2019

Просто ли в Беларуси быть индивидуальным предпринимателем? Порою кажется, что очень, ведь у него нет начальника и пятидневной трудовой недели. При этом мало кто задумывается о том, что зачастую «ипэшник» выполняет функцию и бухгалтера, и кладовщика, и коммерческого директора. Разобраться в деятельности ИП нам помогла бухгалтер, налоговый консультант, индивидуальный предприниматель Анна Стадник.

– Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, которое является гражданином Республики Беларусь или имеет вид на жительство в Республике Беларусь. Сразу разграничим: индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, как ООО или ЧУП.

Несмотря на то, что индивидуальный предприниматель остается физическим лицом, он – субъект хозяйствования. Всю деятельность «ипэшник» будет осуществлять под свою имущественную ответственность и от своего имени. То есть о всякого рода доверенностях, как в случаях с организациями, когда кто-то ведет деятельность от их имени, речь не идет.

Само определение индивидуального предпринимателя, точнее предпринимательской деятельности, прописано в Гражданском кодексе (статья 1 ГК).

– Как человеку зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?

– В целом это несложная процедура, которая осуществляется достаточно быстро. В настоящее время в Минске индивидуальных предпринимателей регистрирует Мингорисполком. Если мы говорим про другие города, то это может быть сельсовет, исполком, то есть регистрирующий орган конкретного места. Как правило это какой-то исполнительный комитет. У нас есть сайт EGR.GOV.BY, где можно зайти в раздел области и найти свой регистрирующий орган.

В регистрирующий орган необходимо предоставить фотографию для документов, заявление и квитанцию об уплате госпошлины, размер которой составляет 0,5 базовой величины. На 5 июня 2019 года базовая величина в Беларуси – 25 рублей 50 копеек. Соответственно, при регистрации ИП мы заплатим половину – 12 рублей 75 копеек. Есть категории граждан, которые освобождены от уплаты госпошлины, например, студенты дневной формы обучения, а также молодые специалисты (год после окончания дневного обучения), граждане, которые состоят на учете в органах по труду и занятости, как безработные.

Регистрация производится в день подачи документов, выдается свидетельство установленного образца, присваивается учетный номер плательщика (УНП). В целом процедура может занять минут 20.

Через 5 дней придет извещение о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя. В нем указываются коды для налогового органа (УНП в ФСЗН) и для «Белгосстрах».

Затем нужно посетить налоговую, а также в течение полугода купить книгу учета замечаний и предложений и книгу учета проверок. Сделать это можно в магазинах «Белбланковыд», иногда они расположены при налоговой. При необходимости ИП изготавливает печать и открывает счет в банке.

Когда индивидуальный предприниматель зарегистрировался, данные о нем попадают на сайт EGR.GOV.BY. Информация о зарегистрированных ИП и о том, находятся ли они на стадии прекращения деятельности, размещена на портале в открытом доступе. 

– Зачем необходимо идти к налоговому инспектору?

– В течение 20 рабочих дней с момента регистрации ИП необходимо подать Уведомление о переходе на УСН, если ИП принял решение выбрать эту систему налогообложения. С этим может помочь налоговый консультант.

Налоговый инспектор может порекомендовать подписаться на периодическую печать, которую издают налоговые органы.

Также инспектор предложит подписаться на электронное декларирование, чтобы оформлять декларации не на бумаге, а при помощи ключа. Он выглядит как USB-флешка, которая вставляется в компьютер, и с его помощью можно отправлять декларации через портал или определенное программное обеспечение.

Но здесь тоже есть свои тонкости. Так, если ИП выбирает систему налогообложения с НДС, то он обязан будет сделать себе ключ электронного декларирования и работать только с электронно-цифровой подписью. А если ИП не является плательщиком НДС, то он может пока подавать декларации и на бумажном носителе.

– На каком этапе нужно выбирать систему налогообложения?

– Если человек решил, что будет работать с упрощенной системой налогообложения, то есть 20 рабочих дней после регистрации, чтобы подать в налоговую уведомление об этом. В противном случае автоматически будет применяться общая схема.

Всего есть 3 варианта системы налогообложения для ИП:

– общая (подоходный налог от предпринимательской деятельности 16%);

– упрощенная (УСН: 5% без НДС или 3% с НДС);

– единый налог для индивидуальных предпринимателей (фиксированная ставка, уплачивается ежемесячно).

Выбор системы налогообложения зависит от вида деятельности конкретного ИП.

– Какие документы необходимо вести ИП на протяжении своей работы?

– В первую очередь необходима декларация. Это отчетный документ, на основании которого у налоговой формируется задолженность по налогам в отношении индивидуального предпринимателя. То есть как только индивидуальный предприниматель подал декларацию, налоговая понимает, что он должен заплатить налог по той сумме, которая подана. Этот документ составляется ежеквартально.

Для разных систем налогообложения есть некоторые различия. Например, у ИП с подоходным налогом есть свои книги учета, у ИП с упрощенкой – свои, у единого налога – свои. Однако каждый ИП должен вести первичные учетные документы по всем своим хозяйственным операциям. То есть если он оказал услугу, то он должен оформить акт выполненных работ, если он что-то продал – оформить либо чек, либо накладную. При этом следует соблюдать порядок ведения кассовых операций, правила приема наличных средств, правила работы с валютой, законодательство по внешнеторговым операциям и другие правила ведения предпринимательской деятельности.

Однако условно документацию ИП можно разделить на такие документы, как декларации и книги учета доходов и расходов, в которых фиксируется выручка.

– Как ИП делает отчисления в ФСЗН?

– В конце прошлого года Президент подписал Указ № 500 «О государственном социальном страховании». Согласно документу, индивидуальные предприниматели могут делать взносы в ФСЗН только за те периоды, когда они осуществляли свою деятельности. При этом ИП может также оплачивать взносы по своему желанию и за весь год.

В Беларуси установлена минимальная сумма заработной платы. На июнь 2019 года она составляет 330 рублей. ИП обязан уплачивать взнос за месяц своей работы, если у него нет льгот или основного места работы, где за него делает взносы наниматель.

Получается, что ИП должен уплатить взносы от 330 рублей. То есть мы умножаем 330 рублей на 35%. Таким образом выходит, что минимальная сумма взноса в ФСЗН от ИП в месяц на сегодня составляет 115 рублей 50 копеек. Больше этой суммы уплачивать можно, но меньше – нет. Расчет произведен с учетом того, что предприниматель отработал полный месяц..

– Есть ли возможность у ИП скрыть период работы и таким образом не платить взносы?

– В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда за первый квартал 2019-го ИП проработал февраль и март, а январь не работал.

По итогу года следует подавать такую форму отчетности, как ПУ-3 в ФСЗН. Индивидуальный предприниматель в такой ситуации может январь исключить. Тогда мы 115,5, то есть минимальную сумму взноса, умножаем на 2 месяца и получаем 231 рубль. В то же время «выпавший» из работы месяц можно не исключать, но тогда нужно заплатить 346 рублей 50 копеек (115,5х3). Напомним, что взносы в ФСЗН «идут» на нашу пенсию.

Далее налоговая и ФСЗН будут синхронизировать данные по оплатам. Если они заметят, что человек не сделал взнос за период, когда деятельность все же велась, то к нему будут вопросы и, возможно, если не подтвердится отсутствие деятельности, придется платить штраф. Так что сэкономить на том, что ИП якобы не работал, не получится.

Кристина СМОЛЬЯНОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
28 марта 2024 27 марта 2024 26 марта 2024
Все новости