Предпринимательская жилка: как учат основам бизнеса школьников
Азы экономических знаний, менеджмента, маркетинга и других необходимых в современном мире дисциплинребята постигают в учебных бизнес-компаниях. Только в Гродненской области их сегодня свыше 50.
– Сегодня у подрастающего поколения несколько идеализированное представление о роли предпринимателя. В их понимании предприниматель – это человек с высоким уровнем доходов, какими-то современными модными атрибутами. О том, что предпринимательство – это колоссальный труд, многие не задумываются, – справедливо отметил старший преподаватель кафедры образовательных технологий Гродненского областного института развития образования Игорь Слинко. – Учебные бизнес-компании помогают увидеть работу «изнутри». В таких объединениях ребята не просто занимаются любимым делом, но учатся продвигать свой товар или услугу.
Сегодня учебные бизнес-компании, в которых, к слову, задействованы ребята старше 14 лет, работают в каждом районе области. Основная направленность (около 80%) – изготовление сувенирной продукции. Следом идет растениеводство. Участники бизнес-компании сами выбирают директора, менеджера, маркетолога и т.д., определяют их должностные обязанности. Координируетработу педагог-куратор, который и занимается обучением ребят основам предпринимательства. Поскольку немногие школьные учителя имеют диплом экономиста и обладают необходимыми знаниями, они проходят подготовку в областном институте развития образования.
– Кроме этого в 2019 году мы впервые провели фестиваль учебных бизнес-компаний Гродненской области. Дети смогли представить свою учебную компанию, показать результат ее работы и познакомиться с опытом других участников, – рассказал Игорь Слинко. – Например, бизнес-компания СШ № 2 Гродно выбрала такое направление, как энергоаудит. Ребята разработали методику, которая позволяет, не прибегая к большим затратам, снизить потери тепла в учреждении. А учебная бизнес-компания СШ № 5 Мостов изготавливает сувенирную продукцию в национальном стиле.
По словам Игоря Слинко, один из самых активных в плане создания бизнес-компаний районов – Гродненский: другие регионы представили на фестивале две-три учебные бизнес-компании, то этот – шесть. Причем отличился район не только количеством, но и качеством идей. В мире жесткой конкуренции продвижение товара играет большую роль.
– Работу начали в марте 2018 года с Поречской средней школы, у которой выгодное для развития своего дела расположение: рядом санаторий, оздоровительный лагерь, профилакторий – то есть, потенциальные покупатели. Первоначально бизнес-компания предлагала разнообразные самодельные открытки, календари, магниты, а когда сменился куратор, ребята начали создавать оригинальные украшения из фоамирана (пластичной замши). Эти необычные изделия пользуются спросом,– рассказала методист Гродненского районного центра творчества детей и молодежи Людмила Олесюк.
Немного позже начали работу бизнес-компании Путришковской СШ, где школьники занимаются изготовлением календарей, брошюр и прочей печатной продукции, и Квасовской СШ, которая оказывает жителям своего агрогородка фотоуслуги. Следом азы предпринимательства начали изучать в СШ № 2 Скиделя: там ребята увлеклись выращиванием цветов и шитьем. Сейчас учебные бизнес-компании успешно действуют в 13 школах Гродненского района.
– Хотя первоочередная цель образование, а не получение прибыли, ребятам приятно видеть финансовый результат своей работы. За прошлый учебный год бизнес-компания СШ № 2 Скиделя заработала 227 рублей, Квасовкой СШ – 150 рублей, Путришкой СШ – 100 рублей, а Поречской – 90, – перечислила Людмила Олесюк. – Заработанные деньги используются на дальнейшее развитие дела, нужды школы и, конечно, поощрение участников – они отправляются на экскурсии. В планах открыть бизнес-компании еще в двух школах, чтобы и их ученики получили новые знания и дополнительные возможности для самоопределения. Даже если выпускники в будущем выберут абсолютно другую сферу, полученные знания пригодятся в повседневной жизни.
Елена КАЯЧ
Фото из открытых интернет-источников