Предупреждения и запрет на имитацию: что меняется в антимонопольном законодательстве
Напомним, в феврале 2017 года Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) после долгих обсуждений предложило правительству проект поправок в Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Документ подготовлен с учетом сформировавшейся правоприменительной практики, предложений заинтересованных сторон, международных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также положительного опыта в сфере антимонопольной политики стран – участниц союза.
К слову, подобная практика уже применяется в других странах ЕАЭС. Скажем, российское антимонопольное законодательство включает нормы по установлению правил недискриминационного доступа к товарам доминантов, антимонопольные требования к торгам, нормы о предупреждении и предостережении и т.д. И у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России уже есть наработанная практика по их применению. Поэтому перед внесением в белорусское правительство законопроекта вопросы антимонопольной деятельности обсуждались в МАРТ с участием представителей ФАС.
Кого коснется?
Под действие обновленного закона, кроме юридических, подпадут физические лица и некоммерческие организации (ассоциации, союзы). По словам начальника отдела методологии антимонопольного регулирования и конкуренции МАРТ Ольги Корольковой, у этих категорий также есть возможность влиять и нарушать запреты, установленные антимонопольным законодательством для координации экономической деятельности.
Второе изменение предусмотрено в рамках контроля за экономической концентрацией. Данное понятие обозначает сделки и другие действия, осуществление которых влияет или может повлиять на состояние конкуренции.
«В 2017 году МАРТ рассмотрел 302 таких заявления, а за 1-е полугодие 2018-го – 116. Новый закон устанавливает четкий перечень действий, которые будут относиться к экономической концентрации или не будут. Причем перечень первых, по сравнению с предыдущей редакцией, стал шире, – рассказала Ольга Королькова. – Так, экономической концентрацией будет считаться включение юрлица в состав холдинга или заключение между субъектами хозяйствования – конкурентами договора о совместной деятельности на территории республики».
Отдельное внимание в законе уделено тому, чтобы снять нагрузку на бизнес и исключить из-под контроля МАРТ согласование незначительных сделок. Вдвое увеличены пороговые значения, при превышении которых необходимо обращаться за согласием антимонопольного органа: для балансовой стоимости активов – со 100 до 200 базовых величин (с 2 450 до 4 900 рублей на сегодня), а для выручки по итогам года деятельности – с 200 до 400 «базовых» (с 4 900 до 9 800 рублей).
Сравнить цены
С учетом практики, в том числе стран ЕАЭС, в Беларуси изменяется порог доминирующего положения. Например, для не более 3 крупнейших субъектов хозяйствования он составит 50% доли рынка (раньше для 3 – 74%, для 2 – 54%).
Конкретизированы методы для определения монопольно высоких и низких цен. В одном случае цена на товар доминанта будет сравниваться с ценой на аналогичный товар в регионе либо за пределами страны, в другом – с экономически оправданными расходами на производство и реализацию. Предлагаемые методы, как отметила Ольга Королькова, актуальны для анализа стоимости отдельных услуг, к примеру, связи, а также импортных товаров, лекарств и т.д. Кстати, в конце июня 2018 года МАРТ утвердил инструкцию о порядке определения монопольно высоких и низких цен.
Правильная конкуренция
Еще на стадии подготовки проекта закона думали о защите от недобросовестной конкуренции. По итогу этому в документе посвящена целая глава.
«Перечень форм недобросовестной конкуренции детализирован. В частности, установлены запреты на копирование и имитацию фирменного стиля, совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины. То есть всего, что индивидуализирует конкурента в глазах потребителя, – пояснила Ольга Королькова. – Сейчас у субъектов появится возможность более эффективно защищать свои права, если выявлены подобные факты. Отмечу, что данный перечень не является закрытым и может в будущем дополниться».
Впервые в Беларуси вводится запрет на действия, которые могут ограничивать конкуренцию при закупках товаров. Подобный действует в ЕАЭС. Возможно, для устранения нарушений при госзакупках будут выдаваться предписания, а сама процедура – признаваться недействительной.
Не наказать, а пресечь
В новом законе прописаны превентивные и разъяснительные меры реагирования антимонопольного органа на возможные нарушения. Речь идет о предостережениях и предупреждениях. Тем самым акцент смещается с прямого применения административной ответственности в сторону пресечения без длительного процесса расследования.
Предупреждение, в частности, МАРТ сможет выдавать на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а его выполнение будет освобождать от административных штрафов. Так, подобная мера должна применяться в случаях, когда есть признаки сговора производителей. Один из последних примеров – подорожание мяса птицы в стране.
«Сейчас тоже выносится предупреждение, но оно носит формальный характер. А вот после вступления в силу нового закона за невыполнение решения антимонопольного органа будет предусмотрена административная ответственность, – пояснила начальник юридического управления МАРТ Татьяна Парейко. – При этом министерство сможет выдвигать те требования, которые необходимы для разрешения конкретной ситуации. Конечная цель и для МАРТ, и для потребителя – справедливая цена».
Ирина ЯНУШКЕВИЧ