Сильный удар по мировому бизнесу: экономический ландшафт планеты изменился
Карантинные ограничения, связанные с глобальной пандемией, негативно отразились на экономике многих стран.
По подсчетам экспертов Центра исследования риска Кембриджского университета, последствия закрытия предприятий могут стоить мировой экономике 82 триллиона долларов. Только для экономики США потенциальные потери варьируются в диапазоне от 550 млрд до 19,9 трлн долларов.
Аналитики швейцарского банка Сredit Suisse говорят, что следует готовиться к рекордному сокращению ВВП, поскольку период с 1 апреля по 30 июня станет худшим с 1945 года.
Больше всего пострадала мировая автомобильная промышленность. По итогам первого полугодия потери французского автоконцерна Renault составили 2,712 млрд евро. Автопроизводитель объявил о сокращении 15 тыс. рабочих мест по всему миру. Другой французский автомобилестроительный концерн PSA (Peugeot Citroen) объявил о потерях в 962 млн евро за минувшее полгода.
Еще больше теряют американские автопроизводители. По оценкам рейтингового агентства Fitch, денежные потери Ford за год составят около 8,5 млрд долларов. Только за 1-й квартал потери этого концерна составили 2,2 млрд долларов. За это же время концерн Fiat Chrysler потерял 5,5 млрд долларов. Миллиардные потери ожидают автопроизводителей и во 2-м квартале 2020 года.
Американская холдинговая компания Berkshire Hathaway, возглавляемая миллиардером Уорреном Баффетом, потеряла за 1-й квартал 49,7 млрд долларов. В прошлом году первый квартал принес 21,7 млрд долларов прибыли. Кинокорпорация Walt Disney из-за пандемии COVID-19 в прошедшем квартале потеряла 1,4 млрд долларов или 91% прибыли.
Пандемия и меры против ее распространения перевернули повседневную жизнь многих стран. Все авиакомпании были вынуждены приземлить свои самолеты.
Согласно данным крупнейших авиакомпаний США, таких как Delta, American, Southwest и United, спрос на авиаперевозки упал до самого низкого уровня с 1950-х годов, еще до эры реактивных самолетов.
По данным Международной организации воздушного транспорта (IATA), на спасение авиакомпаний от краха во всем мире может понадобиться до 200 млрд долларов. Значительная часть этой поддержки понадобится европейским авиакомпаниям.
Немецкая авиакомпания Lufthansa Group, по словам ее гендиректора Карстена Шпора, теряет «миллион евро ликвидных резервов в час, днем и ночью». Поэтому ей понадобится государственная помощь для всех дочерних авиакомпаний: Brussels Airlines, Swiss, Eurowings и Austrian Airlines. Если до пандемии они перевозили 350 тыс. пассажиров в сутки, то к началу апреля – лишь около 3 тысяч.
Согласно последнему исследованию, мировой рынок смартфонов сократился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего пострадала компания Samsung, ее поставки снизились почти на 19%. Резкого падения продаж своих смартфонов ожидает и компания Huawei. Из-за падения спроса и проблем с производством в Азии, компания Apple на месяц отложит производство четырех флагманских моделей iPhone.
Уже подсчитано, что потери спортивной отрасли в 2020 году превысят 60 млрд долларов. Из всех запланированных соревнований на 2020 год проведены будут лишь 53%. Достаточно того, что отменены Олимпийские игры в Токио, чемпионат мира по хоккею и чемпионат Европы по футболу.
Пандемия серьезно изменила экономический ландшафт планеты. Остановка промышленных предприятий дорого обходится мировой экономике. Очевидно, что нынешние испытания лучше выдерживают страны, не озабоченные постоянным доказательством своей силы и мощи, а занятые созданием безопасных и комфортных условий жизни для своих граждан.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников