test gtag

Система маркировки меховых изделий в ЕАЭС значительно «обелила» рынок

По итогам 2017 года на рынках Беларуси и России в оборот введено порядка 5,1 млн изделий из натурального меха, что существенно превышает официальные статистические данные о емкости рынка. Например, по данным Росстата и ФТС России, за 2015 год было произведено и ввезено в страну  376 тыс. изделий. Отчет о результатах реализации странами ЕАЭС пилотного проекта по введению маркировки контрольными (идентификационными) знаками шуб и меховых изделий был представлен членам Совета ЕЭК.

На сегодня пилотный проект реализуется в Беларуси (с 20 марта 2016 года), Казахстане (с 27 ноября 2017 года) и России (с 1 апреля 2016 года). Армения и Кыргызстан еще планируют к нему подключиться.

Предварительный экспресс-анализ показал, что система маркировки позитивно отразилась на прозрачности рынка и легальности оборота товаров на нем. При этом нужно учитывать, что часть продукции по-прежнему вовлечена в теневой оборот. Об этом свидетельствует ряд выявленных нарушений требований к маркировке. В частности, за период действия пилотного проекта в России было обнаружено более 11,7 тыс. изделий, находившихся в обороте с нарушением требований законодательства.  Их общая стоимость составила более 582,5 млн рублей. Продукцию арестовали.

Еще одним положительным аспектом является рост поступления таможенных платежей, а также косвенно — легализация субъектов рынка. Так, с августа 2016-го по ноябрь 2017-го по сравнению с аналогичным периодом 2015–2016 годов задекларированный суммарный импорт меховых изделий в Беларусь и Россию вырос на 72,4% — с 184,6 млн до 318,3 млн долларов.

Что касается легализации участников оборота, то на начало реализации проекта в системе маркировки в обеих странах было зарегистрировано 1 600 субъектов. По итогам 2017 года их численность составила более 10,2 тыс. участников. По данным ФНС России, около 24% зарегистрированных субъектов ранее в целом не отчитывались в налоговые органы.

Анализ итогов «пилота» и консультации, проведенные с представителями отдельных товарных рынков союза, указывают на то, что систему маркировки в дальнейшем предпочтительно развивать так, чтобы она позволяла применять наиболее простые и доступные средства идентификации. Например, штрих-коды, которые уже используются в бизнес-процессах многих предпринимателей. Кроме того, эта система должна создавать предпосылки для сокращения бумажного документооборота и, соответственно, административных издержек бизнеса и т.д.