Совет по развитию предпринимательства поддержал изменения в Налоговый кодекс
Как сообщила на заседании Совета по развитию предпринимательства директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич, по предложению бизнес-кругов в проекте документа впервые появились 7 общих принципов налогообложения, среди которых – презумпция добросовестности плательщика, равенство и справедливость. Предусмотрен прямой запрет вносить изменения в течение финансового года в любые элементы налогообложения, в том числе ставки, налогооблагаемую базу.
Предложен новый механизм: представлять отсрочку и (или) рассрочку по налогам, сборам (пошлинам), пеням по решению налоговых органов под залог имущества, поручительство либо банковскую гарантию. «То есть налоговые органы не будут иметь права взыскивать средства с имеющихся счетов, электронных денег в электронных кошельках, изымать наличные деньги, – отметила Жанна Тарасевич. – Но самое главное – налагать арест на имущество, приостанавливать операции по счетам, электронным кошелькам».
Особое недопонимание у бизнес-сообщества вызывал механизм признания иностранных организаций белорусскими налоговыми резидентами: они были обязаны уплачивать налоги не только на территории своего государства, но и в нашей республике. В большей степени под удар попали отечественные экспортеры, создавшие торговые компании для удобства работы с нерезидентами, а также транспортные и транспортно-экспедиционные компании. Однако на недавнем совещании по проблемным вопросам проекта Налогового кодекса было решено сохранить в действующей реакции определения белорусских и иностранных организаций.
«Не удалось освободить от НДС фотоуслуги, оказываемые населению. Хотя они и относятся к бытовым, которые уже сегодня освобождены от этих выплат», – добавила Жанна Тарасевич.
Также представители бизнеса заняли отрицательную позицию по поводу введения с 2019 года квартальной отчетности по доходам работников, что значительно увеличит административную нагрузку. «По нашему мнению, в ней нет необходимости. Достаточно дополнить требуемыми сведениями данные, предоставляемые в ФСЗН, и передать соответствующие отчеты в инспекции Министерства по налогам и сборам. Однако вопрос удалось снять – требования отменили», – пояснила директор БСПН.
К вопросу о коэффициентах
По словам Жанны Тарасевич, предусмотренное проектом Налогового кодекса ступенчатое снижение повышающих коэффициентов с 2019-го или 2020 года не решает проблем бизнеса. Как показал анализ данных предприятий реального сектора, за последние 5 лет темп роста платежей по имущественным налогам превышает темп роста себестоимости реализованной продукции, работ, услуг в 2,1 раза, в том числе по земельному, – в 2,2 раза, на недвижимость – 1,96 раза.
«На рост земельного налога, на наш взгляд, существенно повлияло несколько факторов. Во-первых, кадастровая стоимость земель, установленная в долларах. Нужно учитывать, как резко повысился официальный курс доллара по отношению к белорусскому рублю: с 1 января 2011-го по 1 января 2017-го – в 6,5 раза. Во-вторых, индексация стоимости ставок земельного налога, выраженных в белорусских рублях на уровень инфляции, – перечислила Жанна Тарасевич. – И в-третьих, применение местными органами власти повышающих коэффициентов, которые с 2011 по 2014 годы устанавливались до 2 включительно, а с 2015 года – до 2,5 включительно. Если учесть, что кадастровая стоимость будет только расти, налоговая нагрузка увеличится».
Поэтому было предложено на 2019–2020 годы установить повышающий коэффициент к ставкам имущественных налогов для обрабатывающей промышленности – не более 1,5, а для всех остальных – 2,0. В долгосрочной же перспективе можно проработать вопрос объединения налога на недвижимость и на землю с отменой повышающих коэффициентов.
С таким мнением согласился первый заместитель премьер-министра Беларуси, председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин.
«Лично я буду настаивать, чтобы с 1 января 2020 года повышающий коэффициент был как минимум 2. А в будущем, считаю, нужно вообще отказаться от повышающих коэффициентов», – отметил заместитель премьер-министра.
Председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Анатолий Харлап добавил, что от этого зависит наша конкурентоспособность. Ведь, к примеру, в России повышающие коэффициенты вообще не применяются.
А был ли чек?
Еще один вопрос, который сильно волнует предпринимателей, – наличие первичных учетных документов на ввозимый товар, приобретенный на территории ЕАЭС за наличный расчет. В частности, речь идет об онлайн-чеках. «Сегодня проблематично получить от контрагента из России надлежащим образом оформленные документы, соответствующие законодательствам обеих стран. Ведь там сейчас завершается второй этап кассовой реформы, с прошлого года действуют поправки в Закон «О применении контрольно-кассовой техники». И часть предпринимателей получила отсрочку на онлайн-чеки до 2019 года. Некоторым разрешили вообще не пользоваться контрольно-кассовой техникой. Но белорусы не могут отследить этого», – рассказала директор ООО «Светлогорский деловой партнер» Жанна Рогова.
По поводу данной проблемы высказывались различные мнения. Так, Александр Турчин указал на факт, что при «пересечении границы с товарно-транспортной накладной эти чеки абсолютно не нужны». В то же время учредитель СООО «Конте Спа» Валентин Байко обратил внимание, что товары без чеков можно считать нелегальными.
«Президентом четко было обозначено, что нелегальному товару в стране не бывать. На мой взгляд, ИП могут спекулировать этими чеками. Отсутствие чеков – не причина для предъявления претензий, – пояснил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. – Предприниматель может спокойно уплатить ввозной НДС на основании товарно-транспортной накладной. А мы, как контролирующий орган, вправе усомниться в легальности и действительности этого документа. Ни для кого не секрет, что половина чеков покупаются. И когда ввозится зимняя обувь по 3 доллара, я вправе усомниться. Если удастся доказать, что это нелегальный товар, то будут применяться санкции. Так что не в бумажке дело, а в сути».
Искать новые модели
Участники заседания согласились, что изменений могло быть и больше. В частности, член совета экономист Ярослав Романчук заявил, что работа по выполнению требований Президента сделать налоговую систему удобной, простой и необременительной еще в самом начале. «Если взять любую систему оценки административного, а тем более налогового бремени, Беларусь остается страной с неконкурентной налоговой системой», – добавил он.
«Мы не смогли решить все вопросы – это было понятно сразу. Тем не менее работа сделана. Были предложены системные изменения, направленные на стимулирование, предложены меры по совершенствованию налогового администрирования. Широкий блок реализовали в части сближения бухгалтерского и налогового учетов. И нужно двигаться дальше, чтобы искать новые модели налоговой системы, которые решали бы вопросы и наполнения бюджета, и инвестиций и т.д.», – заключил заместитель министра финансов Дмитрий Кийко.
По итогу все члены Совета по развитию предпринимательства единогласно проголосовали за проект нового Налогового кодекса. Единственное условие было – сохранить при этом действующую рабочую группу с возможностью внесения изменений в него в 2019-м и последующих годах для улучшения налоговой системы.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Фото Павла БЕРЕСНЕВА