Наверх

Совет по развитию предпринимательства поддержал изменения в Налоговый кодекс

29 октября 2018

Как сообщила на заседании Совета по развитию предпринимательства директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич, по предложению бизнес-кругов в проекте документа впервые появились 7 общих принципов налогообложения, среди которых – презумпция добросовестности плательщика, равенство и справедливость. Предусмотрен прямой запрет вносить изменения в течение финансового года в любые элементы налогообложения, в том числе ставки, налогооблагаемую базу.

Предложен новый механизм: представлять отсрочку и (или) рассрочку по налогам, сборам (пошлинам), пеням по решению налоговых органов под залог имущества, поручительство либо банковскую гарантию. «То есть налоговые органы не будут иметь права взыскивать средства с имеющихся счетов, электронных денег в электронных кошельках, изымать наличные деньги, – отметила Жанна Тарасевич. – Но самое главное – налагать арест на имущество, приостанавливать операции по счетам, электронным кошелькам».

Особое недопонимание у бизнес-сообщества вызывал механизм признания иностранных организаций белорусскими налоговыми резидентами: они были обязаны уплачивать налоги не только на территории своего государства, но и в нашей республике. В большей степени под удар попали отечественные экспортеры, создавшие торговые компании для удобства работы с нерезидентами, а также транспортные и транспортно-экспедиционные компании. Однако на недавнем совещании по проблемным вопросам проекта Налогового кодекса было решено сохранить в действующей реакции определения белорусских и иностранных организаций.

«Не удалось освободить от НДС фотоуслуги, оказываемые населению. Хотя они и относятся к бытовым, которые уже сегодня освобождены от этих выплат», – добавила Жанна Тарасевич.

Также представители бизнеса заняли отрицательную позицию по поводу введения с 2019 года квартальной отчетности по доходам работников, что значительно увеличит административную нагрузку. «По нашему мнению, в ней нет необходимости. Достаточно дополнить требуемыми сведениями данные, предоставляемые в ФСЗН, и передать соответствующие отчеты в инспекции Министерства по налогам и сборам. Однако вопрос удалось снять – требования отменили», – пояснила директор БСПН.

К вопросу о коэффициентах

По словам Жанны Тарасевич, предусмотренное проектом Налогового кодекса ступенчатое снижение повышающих коэффициентов с 2019-го или 2020 года не решает проблем бизнеса. Как показал анализ данных предприятий реального сектора, за последние 5 лет темп роста платежей по имущественным налогам превышает темп роста себестоимости реализованной продукции, работ, услуг в 2,1 раза, в том числе по земельному, – в 2,2 раза, на недвижимость – 1,96 раза.

«На рост земельного налога, на наш взгляд, существенно повлияло несколько факторов. Во-первых, кадастровая стоимость земель, установленная в долларах. Нужно учитывать, как резко повысился официальный курс доллара по отношению к белорусскому рублю: с 1 января 2011-го по 1 января 2017-го – в 6,5 раза. Во-вторых, индексация стоимости ставок земельного налога, выраженных в белорусских рублях на уровень инфляции, – перечислила Жанна Тарасевич. – И в-третьих, применение местными органами власти повышающих коэффициентов, которые с 2011 по 2014 годы устанавливались до 2 включительно, а с 2015 года – до 2,5 включительно. Если учесть, что кадастровая стоимость будет только расти, налоговая нагрузка увеличится».

Поэтому было предложено на 2019–2020 годы установить повышающий коэффициент к ставкам имущественных налогов для обрабатывающей промышленности – не более 1,5, а для всех остальных – 2,0. В долгосрочной же перспективе можно проработать вопрос объединения налога на недвижимость и на землю с отменой повышающих коэффициентов.

С таким мнением согласился первый заместитель премьер-министра Беларуси, председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин.

«Лично я буду настаивать, чтобы с 1 января 2020 года повышающий коэффициент был как минимум 2. А в будущем, считаю, нужно вообще отказаться от повышающих коэффициентов», – отметил заместитель премьер-министра.

Председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Анатолий Харлап добавил, что от этого зависит наша конкурентоспособность. Ведь, к примеру, в России повышающие коэффициенты вообще не применяются.

А был ли чек?

Еще один вопрос, который сильно волнует предпринимателей, – наличие первичных учетных документов на ввозимый товар, приобретенный на территории ЕАЭС за наличный расчет. В частности, речь идет об онлайн-чеках. «Сегодня проблематично получить от контрагента из России надлежащим образом оформленные документы, соответствующие законодательствам обеих стран. Ведь там сейчас завершается второй этап кассовой реформы, с прошлого года действуют поправки в Закон «О применении контрольно-кассовой техники». И часть предпринимателей получила отсрочку на онлайн-чеки до 2019 года. Некоторым разрешили вообще не пользоваться контрольно-кассовой техникой. Но белорусы не могут отследить этого», – рассказала директор ООО «Светлогорский деловой партнер» Жанна Рогова.

По поводу данной проблемы высказывались различные мнения. Так, Александр Турчин указал на факт, что при «пересечении границы с товарно-транспортной накладной эти чеки абсолютно не нужны». В то же время учредитель СООО «Конте Спа» Валентин Байко обратил внимание, что товары без чеков можно считать нелегальными.

«Президентом четко было обозначено, что нелегальному товару в стране не бывать. На мой взгляд, ИП могут спекулировать этими чеками. Отсутствие чеков – не причина для предъявления претензий, – пояснил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. – Предприниматель может спокойно уплатить ввозной НДС на основании товарно-транспортной накладной. А мы, как контролирующий орган, вправе усомниться в легальности и действительности этого документа. Ни для кого не секрет, что половина чеков покупаются. И когда ввозится зимняя обувь по 3 доллара, я вправе усомниться. Если удастся доказать, что это нелегальный товар, то будут применяться санкции. Так что не в бумажке дело, а в сути».

Искать новые модели

Участники заседания согласились, что изменений могло быть и больше. В частности, член совета экономист Ярослав Романчук заявил, что работа по выполнению требований Президента сделать налоговую систему удобной, простой и необременительной еще в самом начале. «Если взять любую систему оценки административного, а тем более налогового бремени, Беларусь остается страной с неконкурентной налоговой системой», – добавил он.

«Мы не смогли решить все вопросы – это было понятно сразу. Тем не менее работа сделана. Были предложены системные изменения, направленные на стимулирование, предложены меры по совершенствованию налогового администрирования. Широкий блок реализовали в части сближения бухгалтерского и налогового учетов. И нужно двигаться дальше, чтобы искать новые модели налоговой системы, которые решали бы вопросы и наполнения бюджета, и инвестиций и т.д.», – заключил заместитель министра финансов Дмитрий Кийко.

По итогу все члены Совета по развитию предпринимательства единогласно проголосовали за проект нового Налогового кодекса. Единственное условие было – сохранить при этом действующую рабочую группу с возможностью внесения изменений в него в 2019-м и последующих годах для улучшения налоговой системы.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото Павла БЕРЕСНЕВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024
Все новости