Наверх

Свободные экономические зоны: от упадка – к процветанию

01 октября 2020

В XXI веке создание свободных экономических зон (СЭЗ) приобрело поистине мировые масштабы. И сегодня плоды работы СЭЗ можно увидеть на разных континентах мира. Что они из себя представляют и какие выгоды несут?

СЭЗ как удобный экономический инструмент

Только за последние 20 лет свободных экономических зон в мире стало больше в 6 раз: в 1998 году было около 900, а в 2018 году – 5400, из них более 1000 образовались в течение последних пяти лет. Еще около 500 СЭЗ, ожидается, распахнут двери для инвесторов уже в ближайшие годы.

Для 147 (из 197) государств такие зоны стали удобным инструментом, своеобразным рычагом, с помощью которого можно поворачивать экономическую ситуацию к лучшему. И в мире существует около сотни различных видов СЭЗ, нацеленных на прорыв в той или иной сфере – от туризма до создания научных и инновационных парков.

«Свободная экономическая зона представляет собой часть территории страны с отдельным правовым режимом, где созданы комфортные экономические условия как для иностранных, так и для национальных компаний и фирм».

Различные льготы и стимулы позволяют тем, кто вложил средства в СЭЗ, более эффективно развивать свое дело. Они могут включать: существенные налоговые послабления в отличие от остальной территории государства, отмену лицензирования, особые визовые и таможенные льготы. Последние во многом зависят от того, чего хочет правительство, организуя на своей территории СЭЗ. 

Например, в планах такой среднеазиатской республики, как Киргизия, свободная экономическая зона создавалась, чтобы повысить конкурентоспособность (успешность) страны на внешних рынках. Поэтому тех, кто организовывал свое производство, правительство ориентировало, прежде всего, работать на экспорт – 70% произведенной продукции должны были поставляться за рубеж, в третьи страны.

Из истории вопроса

Отправной точкой современных СЭЗ стала свободная производственная зона, образованная в Ирландии в 1959 году. Ирландцы, создавшие успешный проект на территории аэропорта Шеннон, ориентировались на последние достижения в науке и технике. Особенностью проекта стало формирование особых (льготных) правовых условий и финансового порядка, привлекательного для вложения денег иностранными и местными предпринимателями. С конца 1950-х годов здесь зарегистрировалось более 100 организаций, они дают работу нескольким тысячам человек. За год экспорт товаров и услуг этой особой экономической зоны составляет примерно 3,3 млрд евро. В то же время компании ежегодно приносят в ирландский бюджет 600 млн евро, состоящие из зарплат, оказанных услуг и приобретенных товаров.

Успехи в развитии экспортно-ориентированных производств, увеличение доходов от реализации продукции, техники и передовых технологий – все это послужило примером, и опыт ирландцев использовали другие страны, в том числе в Сингапур, Индия, Тайвань и Исландия. Успехи в продвижении своей продукции на внешних рынках попытались повторить развивающиеся страны. Прижилась и тенденция переносить производства – как правило, кроме всего того, что касалось интеллектуального труда, – из экономически развитых стран в государства мировой периферии, так называемый третий мир. Поэтому нет ничего удивительного, что количество СЭЗ увеличилось с 79 в 1975 году до 845 – в 1997-м.

Об опыте успешном и не очень

Самым любопытным, пожалуй, является опыт Китая, который приступил к созданию СЭЗ в конце 1970-х годов. Он ориентировался на практику и наработки таких азиатских стран, как Тайвань, Сингапур, Макао, Гонконг, Малайзия, Индонезия.

В КНР приняли решение создать 4 первые экономические зоны в Шеньчжене, Шаньтоу, Сямыне и Чжухай, несмотря на то, что там ни инфраструктуры, ни заводов или фабрик не было.  Единственной ценностью стало удобное расположение. Особые зоны оказались на расстоянии вытянутой руки от экономически развитых областей – Гонконга, Макао и Тайваня. Мало того, был доступ к морскому побережью, использовали относительно дешевый морской транспорт, а для связи со всей страной – железную дорогу и шоссе. Все это поспособствовало притоку иностранного капитала и помогло этим территориям развиваться довольно быстро.

В 2006 году в КНР существовало уже 5 особых зон, 14 открытых портовых городов и 5 открытых экономических районов, куда входило 288 городов и уездов общей площадью 320 тыс. км (или 3,3% территории страны) с населением 160 млн чел. (или 14,6% жителей).

Многие из СЭЗ, созданных в развивающихся странах, также оказались весьма успешными проектами. Так, они помогли подъему и росту экономик Южной Кореи, Вьетнама, Сальвадора, Бангладеш и Доминиканской республики.

В то же время много экономических зон не оправдали ожиданий – когда компании использовали налоговые и иные льготы без отдачи государству и обществу, потому что получение экспортной прибыли или создание новых рабочих мест не входило в круг их приоритетов. Так получилось в некоторых африканских странах, Индии, Пакистане, где проекты либо не развивались, либо оставались с неиспользованным на 100% потенциалом на протяжении десятков лет. Даже привлеченные денежные средства и экспорт товаров не помогли разорвать порочный круг.

В целом, сегодня в Азии расположено более половины от всех свободных экономических зон мира (4046), причем большая их часть (2543) – в КНР.

Дмитрий ПРИЦЕВ

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
28 марта 2024 27 марта 2024 26 марта 2024
Все новости