Уплата единого налога и ставки акцизов на топливо: что изменится в налогообложении
Задать интересующие вопросы жители страны могли во время онлайн-конференции в БЕЛТА.
– Почему в новой редакции Налогового кодекса сохранены такие сложности в исчислении НДС, как распределение налоговых вычетов? Упрощения фактически не заметно.
Максуд Т., Минск
Элла Селицкая, заместитель министра по налогам и сборам:
– Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру главы. Исходили из того, что в ней должны быть обозначены все элементы налогообложения – плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть и т.д. В отдельной статье указано, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много.
Мы отрабатывали эту главу в том числе с бизнес-сообществом, советовались, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.
Дмитрий Кийко, заместитель министра финансов:
– НДС – один из таких налогов, который непосредственно связан с бухгалтерским учетом. Мы, насколько возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для исчисления этого налога. И в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря автоматизации этого процесса без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.
– Какие источники в перспективе можно найти для снижения налоговой нагрузки и как могут быть скорректированы взносы в ФСЗН?
Ирина, Минск
Дмитрий Кийко:
– Меры, которые мы планируем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформировать налог на прибыль, совершенствовать механизм взимания НДС. Мы предполагаем, что можно обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь – налога на недвижимость.
Планируется уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости – так называемой кадастровой оценке. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от объектов с большей рыночной стоимостью мы бы получали выше доход, а для плательщиков, располагающих морально или физически устаревшими объектами или нуждающимися в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.
Фонд социальной защиты населения сегодня не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечить сбалансированность фонда – его доходов и расходов.
– По вашим оценкам, изменится ли доля налоговых поступлений в бюджет с принятием новой редакции кодекса?
Павел Р.
Дмитрий Кийко:
– Как сказал глава государства, такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов. Новая редакция кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования. Тем не менее реализованы и системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс.
Снижение налоговой нагрузки произойдет для отдельных плательщиков. Но в целом налоговые доходы не увеличатся и не сократятся.
– Ранее анонсировалось, что единый налог для ИП предлагается рассчитывать по-новому, а плательщики единого налога с 2019 года смогут самостоятельно выбирать режим налогообложения. Эти новшества сохранены?
Илья, Могилев
Дмитрий Кийко:
– Министерство по налогам и сборам провело серьезную аналитическую работу по поводу взимания единого налога с предпринимателей. В результате предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы ИП с 2019 года.
Первое нововведение заключается в том, что плательщики самостоятельно могут выбрать налоговый режим. Сегодня единый налог для ИП, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным. Со следующего года они смогут выбирать: сохранить режим уплаты единого налога, перейти на упрощенную систему налогообложения либо общую систему уплаты подоходного налога.
При этом реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма установления ставок налогов. В действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога. В их рамках местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные размеры на своей территории. С 2019 года эти коридоры упраздняются. Налоговый кодекс утверждает единые ставки налога, которые будут дифференцированы по территориям (Минск, областные, районные центры, города районного подчинения, сельская местность). Местные Советы депутатов дополнительно могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз.
– Ставки акцизов на топливо в 2019 году планируется снизить. Как на это повлияет налоговый маневр в России?
Аркадий, Мозырь
Дмитрий Кийко:
– Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо на 25% по сравнению с действующими. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года.
Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны России. Сегодня процесс переговоров по этому вопросу не завершен.
Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка. А в дальнейшем, в принципе, все будет зависеть от результатов переговоров с Россией: если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов для адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего, это цены внутреннего рынка и ставки акцизов.
– Сколько человек в Беларуси получили статус налогового консультанта? Смогут ли ИП оказывать бухгалтерские услуги после 1 января 2019 года? На какой стадии проект указа об изменении условий для налоговых консультантов?
Елена Лазарчук, Минск
Элла Селицкая:
– На сегодня статус налогового консультанта получили более 300 человек. Только получив такой, ИП смогут подавать налоговые декларации. Сейчас подготовлен проект указа, предусматривающий, что организации, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут по-прежнему оказывать эти услуги. Документ прошел согласование и внесен в Совет Министров. Предварительно он прорабатывался в том числе с Администрацией Президента.
– Ранее озвучивалось, что новый Налоговый кодекс должен действовать без изменений в течение 3 лет. Но позже решили не обозначать это в тексте документа. Почему?
Корр. БЕЛТА
Дмитрий Кийко:
– Когда мы начали работу по подготовке обновленной редакции Налогового кодекса, обсуждался вопрос введения трехлетнего моратория на изменение налогового законодательства. Но в процессе, в том числе при взаимодействии с бизнес-сообществом, участники пришли к пониманию, что необходимо сохранить нынешнюю практику.
При Министерстве финансов с 2019 года планируется создать консультативный общественный совет по налоговой политике и включить в него самых активных представителей рабочей группы, продолжить выработку возможных поправок. То есть мы намерены ежегодно во взаимодействии с бизнес-сообществом предлагать изменения, но они должны быть одобрены Советом по развитию предпринимательства. В принципе, мы остались в рамках ежегодной корректировки налогового законодательства.