В Беларуси внесут изменения в Банковский кодекс: предполагается смена ориентиров?
Национальный банк предложил проект «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности», который предполагает существенные изменения в действующий Банковский кодекс страны. Рассмотрим наиболее важные из предложений.
Преимущества для потребителей
Финансовый регулятор, не ограничиваясь предложениями по корректировке кредитно-денежной политики, обратил внимание на работу банков с потребителями. Он напомнил, что последние не имеют права самовольно поднимать проценты по кредитам. В новой редакции Банковского кодекса могут запретить отражать в кредитном договоре условия выплаты повышенных процентов, если человек не смог вернуть все деньги вовремя. Мало того, финансовый регулятор хочет ограничить выплаты штрафов и пени в том случае, если кредитополучатель не смог по тем или иным причинам надлежащим образом рассчитаться по своим обязательствам и вернуть кредитные средства.
Неустойка по новым правилам не может быть выше суммы, которая рассчитана, исходя из величины долга, умноженной на полуторакратный размер процентов за пользование кредитом, прописанным в кредитном соглашении, и число календарных дней, на протяжении которых не было выплат. В законопроекте также ограничиваются размеры штрафов в случае неисполнения иных обязательств, вытекающих из кредитного договора. Теперь неустойка по краткосрочным кредитам не может превышать 20% от суммы кредита, а по долгосрочным кредитам – 10%.
Нацбанк также пытается закрепить норму в ст. 143 Банковского кодекса, где были бы перечислены случаи, когда кредитодатель может требовать досрочного возврата денег. Сейчас банки могут потребовать погашения кредита при неисполнении кредитополучателем любого пункта условий кредитного договора.
В разработанном законопроекте содержатся и иные важные нововведения в части кредитования населения. Например, финансовый регулятор в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц хочет рассматривать заявления потребителей услуг, связанные с нарушением их прав –если таковые были совершены микрофинансовыми и лизинговыми организациями, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Новые права
В программе социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы в качестве одной из целей был определен переход к режиму инфляционного таргетирования – совокупности мер, проводимых органами государственной и денежной власти, необходимых для обеспечения ценовой стабильности. Цель – сбалансировать экономический рост. Внедрение инфляционного таргетирования предполагает, что значительно изменятся создание, утверждение и реализация Основных направлений денежно-кредитной политики. Последние, по мнению экспертов Национального банка, нуждаются в значительной коррекции.
Предлагается предоставить финансовому регулятору право определять вместе с правительством Основные направления денежно-кредитной политики на следующий год и два очередных года. Документ будет согласовывать правление Нацбанка, а у представителя правительства будет только совещательное право голоса. Основываться Основные направления будут на трехлетнем периоде целевого показателя ценовой стабильности. Последний утверждается президентом и представляет собой показатель инфляции, отражающий рост потребительских цен за один год.
С точки зрения специалистов финансового регулятора, нововведения помогут сформировать у потенциальных инвесторов привлекательный образ страны, благодаря увеличению предсказуемости политики Нацбанка, а также в целом проводимой экономической политики в стране. Это создаст благоприятные условия для вложения средств в Беларусь.
Нацбанк также планирует закрепить за собой возможность проводить собственный анализ и прогноз тенденций как в финансовой области, так и в экономике в целом с доведением этих сведений до всех заинтересованных сторон. Кроме того, в Основных направлениях денежно-кредитной политики планируют прописывать варианты развития экономик и действия финансового регулятора на тот или иной вызов (сценарий событий) для достижения целевых параметров инфляции.
Борьба за место под солнцем?
Нововведения привнесут изменения и в положение Национального банка в системе государственного управления. За ним закрепится ответственность (согласно разрабатываемому законопроекту) по сохранению ценовой стабильности в стране, а также, по сути, самостоятельное определение денежно-кредитной политики. Это свидетельствуют о значительном перераспределении полномочий и возросшей роли Нацбанка. Он все более приобретает черты макрорегулятора экономических отношений, и в перспективе может существенно потеснить собой правительство.
Мало того, полномочия Нацбанка предлагается увеличить в том числе за счет контроля над эмиссией денег. Согласно проекту закона, впредь правительство не будет включать печатный станок, когда посчитает необходимым (например, для восполнения недостатка средств в бюджете страны), благодаря обращению к эмиссионным ресурсам главного финансового регулятора. Иначе это может привести экономику страны к негативным последствиям, учитывая нестабильные условия развития мирового хозяйства, вновь испытывающего нагрузки под тяжестью СОVID-19, а также ряд внутренних проблем.
Риски
Один из доводов в пользу внедрения нового режима кредитно-денежной политики, – представление о том, что, прибегая к таргетированию инфляции, можно воздействовать как на валютный курс, ставку процента (сумма, которую платит получатель кредита за его использование), так и денежное предложение (совокупность всех денег, которые обращаются в экономике).
Но помимо плюсов, тут есть и ряд недостатков. При переходе к таргетированию инфляции (который может занять 2–3 года) возможны различные сбои, поскольку экономической системе предстоит перенастроиться на новый лад. А любые экономические потрясения могут сказаться на доверии к финансовому регулятору. Это значит, под вопросом окажется эффективность инфляционного таргетирования, поскульку управление инфляционными ожиданиями – один из основных элементов этой денежно-кредитной политики. Понимание того, как ожидания формируются у разных людей, помогает финансовому регулятору своевременно предотвращать их реальный рост. Как итог – не позволять инфляции расти больше установленных значений.
При этом в случае ухудшения экономической ситуации (например, по причине мирового финансового кризиса) в рамках проводимой денежной политики возможностей Нацбанка может банально не хватить. При неблагоприятном развитии событий, как правило, задействуют целый комплекс мер. Среди них важная роль отводится средствам Центрального банка и государственной казны для поддержания на плаву финансовой системы, а также реального сектора (отрасли экономики, в которых производят нематериальные и материальные товары и услуги, кроме финансовых).
Так, только за 2009 год правительство Великобритании потратило 131 млрд фунтов стерлингов (или 144,4 млрд евро) на поддержку банков в период финансового кризиса 2008-2009 годов, а предоставленные кредиты и гарантии (на поддержкуи ликвидности, обеспечение крупных займов и страховку от потенциальных убытков) составили более 600 млрд фунтов стерлингов (или 661,4 млрд евро).
Условие для успешного внедрения инфляционного таргетироания – доминирование выбранного целевого показателя (инфляции) над другими задачами монетарной (денежно-кредитной) политики. Поддержка какого-то определенного курса не может входить в приоритет денежных властей, иначе эффект от таргетирования инфляции будет не очень высоким. Как правило, в таких ситуациях прибегают к плавающему курсу с одновременным, более пристальным, контролем над потоками перемещения капитала в стране.
В то же время на практике инфляционное таргетирование может колебаться от «жесткого» (когда Центральный банк не заботят вопросы развития реального сектора) до более «гибкого», когда он проявляет о нем некоторую заботу. Помимо этого, например, необходим и развитый механизм влияния на инфляцию посредством изменений процентной ставки, который становится основным, как и создание работающих аналитических и прогностических моделей, и многое другое.
Подготовил Дмитрий ПРИЦЕВ
Фото Виталия ГИЛЯ