Взятки не гладки: 20% всех экономических правонарушений — незаконные вознаграждения
История этой службы, тогда еще называвшейся БХСС, в нашей стране началась с громкого уголовного дела по хищению средств при строительстве Национального театра оперы и балета – ущерб составил 312 тысяч советских рублей. Сегодня сотрудники службы БЭП по-прежнему занимаются защитой интересов государства, охраняя экономическую безопасность страны.
Доля небольшая, а ущерб значительный
По данным МВД, общеуголовная преступность в Беларуси с каждым годом снижается, доля же экономических преступлений на протяжении последних 3 лет растет. Правоохранители связывают это с одной стороны с осложнением оперативной обстановки. С другой стороны, все заинтересованные службы стали действовать более слаженно, что позволяет выявлять больше случаев. В общей структуре такие правонарушения занимают лишь 8%. Зато ущерб от них составляет 63% от зарегистрированного по линии МВД.
В целом за 2016 год в республике зафиксировано 6 645 экономических преступлений, причем более половины относятся к категории тяжких и особо тяжких. Среди отраслей «лидирует» торговля, правда, в Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями МВД отмечают, что это довольно относительно. Ведь к торговле причисляют все преступления, которые не могут быть учтены по другим отраслям. Также немало экономических преступлений совершается в промышленности и сельском хозяйстве.
«Чаще приходится иметь дело с взяточничеством — оно занимает пятую часть от всех правонарушений, — рассказал начальник ГУБЭП КМ МВД Эдуард Никитин. — Чтобы завести уголовное дело на должностное лицо, нужно иметь не менее 3 задокументированных фактов получения незаконного вознаграждения».
Один из последних примеров – случай с задержанием директора Минского лесхоза. За почти полтора года мужчина неоднократно получал взятки за благоприятное решение вопросов, связанных со строительно-монтажными работами. Общая сумма незаконных вознаграждений составила более 600 млн неденоминированных рублей.
Важный момент в работе подразделений БЭП — борьба с противоправной деятельностью при процедурах госзакупок. Результаты говорят сами за себя: в 2014 году, когда только начиналось обслуживание данной сферы, было выявлено всего 40 преступлений, а в 2016-м — уже 213.
Каждому свое
Экономическими преступлениями в Беларуси занимаются и некоторые другие структуры — например, Комитет госбезопасности, Комитет госконтроля, Государственный таможенный комитет и т. д. Но по ряду экономических преступлений «львиная доля» работы принадлежит именно подразделениям БЭП (75%). Остальные же решают вопросы в пределах своих компетенций.
«Например, в сфере предпринимательства у нас с Департаментом финансовых расследований КГК есть четкое разграничение объектов оперативного интереса, — пояснил Эдуард Никитин. — Мы «обслуживаем» госраходы и все активы, которые проходят через государство. Если говорить конкретно о правонарушениях — это фальшивомонетничество и нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями».
Иногда подразделениям БЭП приходится иметь дело с фактами неуплаты налогов и незаконной предпринимательской деятельности, но только если они имеют отношение к госсектору экономики. Например, в 2016 году представители службы раскрыли15 преступлений, связанных с деятельностью групп, которые незаконным образом ввозят на территорию нашей страны фальсифицированный алкоголь из России.
«Здесь речь идет об экономическом ущербе, причиненном государству, поскольку низкая стоимость контрафактной продукции приводит к снижению производства спиртных напитков белорусскими заводами и снижению их реализации в торговой сети, — добавил начальник главного управления. — Кстати, за последние 3 года из незаконного оборота мы изъяли 29 железнодорожных цистерн спиртосодержащей жидкости».
Отдельный вопрос — лжепредприниматели. Созданные ими компании обычно обеспечивают должностных лиц фиктивными документами для уклонения от уплаты налогов, завышения стоимости товаров. Сейчас расследуется масштабное уголовное дело по нескольким фактам с участием предприятий ЖКХ в более чем 20 районах страны. Руководители этих организаций вступили в сговор с коммерческими структурами и закупали насосное оборудование по цене, завышенной от 3 до 13 раз.
Кому смягчат ответственность?
Сегодня в Беларуси активно обсуждается вопрос декриминализации некоторых экономических преступлений. Об этом на днях говорил и Александр Лукашенко, по словам которого, меры ответственности должны быть соизмеримы с допущенными нарушениями.
«Силовой блок в вопросы экономики должен вмешиваться, только если не срабатывают законы. Я считаю, что этим должны заниматься экономисты и создавать такие условия, чтобы предпринимателям было выгодно работать в легальном поле. Мы сами принимаем меры в переориентировании, — отметил Эдуард Никитин. — С прошлого года сократили административную практику и, в частности, отошли от вопросов конфискации товара за отсутствие документов, контрольных знаков. В большей степени это компетенция Министерства по налогам и сборам».
Также ГУБЭП МВД выступило с предложением перевести незаконный оборот драгметаллов из разряда тяжких преступлений в разряд не представляющих общественной опасности. Речь, в частности, идет о продавцах серебряных и золотых ювелирных украшений без клейма: эти деяния наказуемы, но большого вреда государству не несут.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ