Наверх

33 дня в пути и минус 10 кг: белорус поднялся на «семитысячник» Тянь-Шаня

02 сентября 2019

Удивительные горные пейзажи, колющий лицо снег, дикий контраст температур, порция стресса: все это получил альпинист в походе, который длился 33 дня. Пройти один из самых экстремальных маршрутов энтузиаст горных путешествий и анестезиолог-реаниматолог по совместительству Алексей Глазков мечтал давно.

– Это очень агрессивный непредсказуемый регион с завораживающей природой и не самым простым маршрутом, – Алексей, находясь уже в Беларуси, рассказывает о восхождении на неприступную вершину детально, но чувствуется, что мысленно он все еще в горах. – По пути с товарищами спасли застрявших в горах граждан Ирана и Чехии. Я и сам едва не погиб. Резко испортилась погода, шел в тумане, и в ста метрах от лагеря подо мной обрушился многотонный снежный карниз. Повезло я остался на гребне. Вернулся из экспедиции 2 недели назад, но коллеги до сих пор меня не узнают: в горах потерял более 10 килограммов.

Проникнуться другой жизнью

Горы Тянь-Шаня, или «небесные», расположены на территории Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая и считаются одними из самых высоких на всем пространстве СНГ. Наивысшая точка – пик Победы составляет 7 439 метров. Грозный пик Хан-Тенгри, на который поднялся Алексей Глазков, называют «властелином небес», а его вершина в 7 010 метров, пожалуй, самая красивая в мире.

В горную экспедицию Алексей отправился вместе с товарищами из клуба любителей активного образа жизни, который основали 10 лет назад. Все свободное время ребята проводят в походах, плавают на байдарках, катаются на лыжах, устраивают авто- и велопрогулки, ходят в горы. К туристическому движению присоединились уже около 200 человек.

Алексей Глазков прошел по горным маршрутам: Хибины, Казбек, пик Ленина. Подняться на Хан-Тенгри он считал своим долгом. В 2016 году коллеги по клубу уже пытались это сделать, но из-за погоды не смогли взойти на вершину. Глазков был настроен по-боевому, несмотря на меняющиеся планы. Чтобы нормально акклиматизироваться, на высоту 4 000 метров команда из 7 человек собиралась идти пешком, но из-за происшествия в горах пришлось лететь на вертолете. Это обернулось тем, что адаптация к новым условиям «свалила» их на несколько дней. Перед восхождением на вершину горы с 6 100 метров ребята делали рывки на высоту в 5 300, 5 900 метров.

– На Хан-Тенгри заходили с юга. Снегопады, ветры. Здесь нас встретил самый опасный участок, который называется «горлышко бутылки», – это узкий ледник, зажатый между двумя отвесными склонами, – вспоминает Алексей. – Его высота около 1 100 метров, и за один день преодолеть тяжело. Нужно идти ночью и успеть до 8 утра, пока солнце не осветило склоны и не начались ледовые обвалы. Отсюда некуда убежать и негде спрятаться, нередко люди гибнут. Шли 8 часов, силы были на исходе, но мы справились.

Сложным также оказался участок под названием «сковородка», где днем очень сильно жарит солнце. Алексей рассказал, как моментально сгорело лицо, а снег раскис, налип на обувь, и стало трудно двигаться.

Маршрут диктует условия

Восхождение на вершину с отметки в 6 100 метров заняло 22 часа. Альпинистам пришлось взбираться по очень крутому сплошному каменистому склону.

– На закате скала выглядела зловеще: будто обливалась кровью. Такой необычный эффект создает мрамор, который входит в состав горной породы, – поделился впечатлениями врач. – Для меня альпинизм – образ жизни и способ постоянно получать свою порцию стресса. Это как спорт, только в соперниках – природа. Она может повести себя непредсказуемо, и не всегда хватает опыта это предугадать. Не представляю свой отпуск на пляже.

Весь месяц Алексей жил в палатке. Воду для питья топили изо льда. Еду (в основном каши и бастурму) готовили на газе, брали с собой орешки и сладости. Герой признается, что аппетита в горах чаще всего не было, питание являлось необходимостью. С собой у него был 25-килограммовый рюкзак и тяжелая обувь для альпинизма, поверх которой надевал «кошки». Поэтому сейчас в кроссовках его все еще «заносит на поворотах». Перчатки пришивали на резинку к куртке, лишиться их – значит, отморозить пальцы. Несмотря на хорошую общефизическую подготовку, горная болезнь смельчаков не обошла: головная боль, одышка, любое движение давалось ценой огромных дыхательных усилий, мороз переносился тяжело. С родными держали связь по спутниковому телефону раз в 3 дня, между собой общались по рации. Алексей признается: несмотря на все трудности, от нового похода в горы не откажется.

– На самой вершине Хан-Тенгри я провел 2 часа. Обычно всех «сдувает», но была немыслимая безоблачная и безветренная погода, – вспоминает альпинист. – В тот момент я чувствовал полное опустошение. Это сложно передать. Удовлетворение и радость пришли уже на спуске.

Врач признается: для него это лучший отдых с кардинальной сменой образа жизни. Такая перезагрузка повышает жизненный тонус и позволяет включиться в социум с новой энергией. У героя уже много планов: зимой – подняться на вершину Гестола Безенгийской стены Кавказского хребта, а следующим летом отправиться в поход по Алтаю и сплавиться по реке Катунь, также подняться на огромный 4-башенный ледяной бастион – пик Революции, куда редко кто ходит. К слову, глядя на Алексея, коллеги из больницы тоже подключились к активному образу жизни и ходят в походы. На высочайшей вершине Хан-Тенгри врач развернул флаг медучреждения.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото из архива героя

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
28 марта 2024 27 марта 2024 26 марта 2024
Все новости