Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.143
2.415
100 ₽ 3.175
:

В списках не значатся

В списках не значатся

В стране31 января 2017 в 12:16

Насколько тема тунеядства связана с проблемой безработицы? Разбираемся в Декрете № 3.

news_prev

Без малого два года прошло с принятия президентского Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который неофициально называют декретом о тунеядстве. Но ажиотаж вокруг документа возник именно сейчас, когда от налоговых органов стали массово поступать извещения на уплату сбора на финансирование госрасходов, прозванные в народе «письмами счастья».

Общественный резонанс послужил поводом для вала публикаций в СМИ с различными комментариями всевозможных экспертов. Не обошлось без спекуляций на злободневной теме: слишком велик соблазн «оседлать волну» и превратить общественную дискуссию в политическую акцию.

Причина дебатов кроится в том, что далеко не все граждане понимают суть декрета. К тому же масла в огонь подливают извечные перегибы на местах: когда чиновники, не разобравшись в конкретной ситуации, решили причесать всех под одну гребенку.

На главные вопросы «Зачем?» и «Почему?» был дан исчерпывающий ответ еще в прошлом месяце. На совещании у главы государства, посвященном Декрету № 3, Александр Лукашенко расставил акценты: «Декрет был направлен на ликвидацию сложнейшей проблемы – социального иждивенчества. Решение этой проблемы виделось в стимулировании трудоспособных граждан, которые могут и должны работать, к легальной трудовой деятельности и обеспечению исполнения конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов».

Президент Беларуси не стал скрывать, что декрет подвергался критике еще на стадии разработки и, возможно, у документа есть определенные недостатки. Именно поэтому государственным органам было поручено проводить постоянный мониторинг.

«Мне докладывают, что нередко извещения на уплату сбора поступают от налоговых инспекций гражданам, которые не обязаны платить этот сбор и не должны были включаться государственными органами в списки плательщиков: студентам, женщинам, находящимся в декретных отпусках, даже солдатам срочной службы», – заметил глава государства.

Александр Лукашенко признал, что в реализации такого масштабного нормативного акта неизбежны недочеты. Главное, выявить возникающие недостатки и вовремя их устранить. Однако призывы вовсе отменить декрет «хоронят» основной замысел – поставить заслон социальному иждивенчеству.

«Человек, который может работать, не инвалид, не ограниченный в каких-то способностях и возможностях, он должен работать, зарабатывать на себя и свою семью и приносить пользу стране, уплачивая налоги», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Корректировки в Декрет № 3 были внесены в середине января этого года. Уточнены категории граждан, которые освобождены от уплаты сбора. Введено понятие «тяжелой жизненной ситуации» как одной из причин неучастия в финансировании государственных расходов. Смещены сроки уплаты соответствующих сборов. Однако дискуссии о борьбе государства с тунеядством и иждивенчеством не теряют накала.

Обсуждаемая тема напрямую связана с занятостью населения. Согласно данным Национального статистического комитета, уровень безработицы в Беларуси составляет всего 0,8%. Казалось бы, проблемы нет. Но здесь важно учесть, что речь идет об официально зарегистрированных безработных. Между тем не состоящих на учете граждан намного больше: налоговые органы уже направили более 440 тыс. извещений на уплату сбора на финансирование госрасходов за 2015 год.

Да, немалое число среди получателей писем из налоговой составляют так называемые самозанятые граждане. Для государства важно легализовать их индивидуальную трудовую деятельность. Остается проблема с выплатой зарплаты «в конвертах» (а это сказывается на объемах уплаченных налогов), что также требует наведения порядка. Однако все эти нюансы не отменяют главный вопрос: почему десятки тысяч белорусов не спешат становиться на учет в качестве безработных.

Причин несколько. Во-первых, низкий уровень пособия. Если его размер ниже прожиточного минимума, то зачем тогда усложнять себе жизнь походами по инстанциям. Кстати, придирчивые требования к постановке на учет безработных можно считать второй причиной. В-третьих, далеко не все граждане согласны на обязательное участие в общественных работах (в прошлом году в общественных оплачиваемых работах поучаствовали почти 44,5 тыс. безработных). Наконец, многие предпочитают решать вопрос трудоустройства, не прибегая к помощи государственных структур.

Однако здесь не обойти другую важную тему: не редки случаи, когда человек не работает не потому, что не хочет, а потому, что не может найти подходящую работу. Спрос есть: согласно официальным данным, количество вакансий на 1,5 тыс. больше числа безработных. Но что говорить о сути предложений: далеко не каждый человек с высшим образованием захочет заниматься, например, уборкой улиц. Вдобавок рынок труда неравномерен: есть объективные сложности с трудоустройством в сельской местности и малых городах.

Президент обязал правительство ежегодно создавать не менее 50 тыс. рабочих мест. Пока поручение выполняется: по словам заместителя премьер-министра Натальи Кочановой, в прошлом году создано 54 тыс. новых рабочих мест, в нынешнем планируется еще 70 тысяч. И все бы хорошо, но параллельным ходом на отдельных предприятиях число рабочих мест уменьшается. Это касается проблемы скрытой безработицы, на которую еще в прошлом году указывала Федерация профсоюзов Беларуси: наниматель не продлевает контракт с работником, а должность тут же сокращает. Получается двойной урон: растет число безработных, снижается возможность для трудоустройства.

Если разобраться, то именно в проблемных вопросах занятости населения и кроется уязвимость Декрета № 3: как обособить ту категорию граждан, которые по объективным причинам не могут найти достойную работу, и тех, кто «осознанно занимает иждивенческую позицию». Здесь велика роль местных органов власти. Если не искоренить в их работе формальный подход, то общественность и дальше будет иметь повод для дискуссий, когда получателями извещений из налоговой становятся декретницы и солдаты срочной службы.

Стимулирует ли Декрет № 3 на легальное трудоустройство, решает ли он проблему социального иждивенчества и почему не все безработные желают регистрироваться в центрах занятости? Свое мнение по этим вопросам высказали представители профсоюзных организаций.

Мария ШВИНГЕЛЬСКАЯ, председатель Чериковского районного объединения профсоюзов:

– Декрет в первую очередь направлен на то, что-бы все трудоспособные граждане в равной мере участвовали в финансировании госрасходов. Ведь это несправедливо, если я плачу налоги, а

кто-то – нет, хотя в той или иной мере бесплатными услугами образования и здравоохранения пользуются все, надеясь на помощь милиции, пожарных. И если кто-то не платит, за него плачу я. Работа этих служб финансируется из бюджета, в формировании которого участвуют трудоспособные граждане. Конечно, за исключением тех категорий, которые по объективным обстоятельствам не могут этого делать, например, инвалиды, солдаты срочной службы. Но, насколько я знаю, они освобождаются от сбора. Не должно быть претензий и к женщинам, воспитывающим детей, и к другим категориям социально незащищенных граждан.

Алеся ЦЫДИК, председатель профкома унитарного городского предприятия «Трест «Гродногорстрой»:

– Теоретически декрет работает на предупреждение социального иждивенчества, но на практике не все так просто. Сложности испытывают жители небольших населенных пунктов, так как вакансии, которые предлагают местные центры занятости, нередко не подходят им по образованию и умениям. Нелегко устроиться по специальности и дипломированным молодым специалистам, нередки случаи формального трудоустройства, когда ставка штатного расписания заполняется, а фактическая работа не выполняется. В то же время для обеспеченных неработающих граждан уплата налога в установленных размерах не является большой проблемой. Считаю, что в условиях нестабильной экономической обстановки проблема социального иждивенчества в первую очередь должна решаться путем совершенствования налогового и трудового законодательства.

Татьяна ЯЦУХНО, председатель Молодечненского районного объединения профсоюзов:

– Декрет направлен в первую очередь на предупреждение социального иждивенчества и во многих случаях выполняет эту функцию – стимулирует на легальное трудоустройство. Но, к сожалению, есть ситуации, когда люди не работают не потому, что не хотят, а потому, что не могут найти работу. Вакансии по месту их проживания не подходят им по образованию, умениям и так далее. Особенно сложно найти сегодня работу в небольших городах, райцентрах. Для Молодечненского района эта проблема очень актуальна. Поэтому сейчас нужно не только уделять внимание созданию новых рабочих мест, но и более широко использовать возможности переобучения по востребованным специальностям. Да и предприятиям, которым требуются специалисты, следует активнее проявлять инициативу по переобучению на собственной базе.

Виктория ЛАДУТЬКО, председатель Гомельского районного объединения профсоюзов:

– Декрет предусматривает освобождение от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, официально зарегистриро ванных в качестве безработных. К сожалению, далеко не все идут регистрироваться в службу занятости, так как в Беларуси размер пособия по безработице довольно низкий, и у тех, кто не имеет работы, нет стимула для легализации своего положения. В связи с этим инициативу ФПБ по введению страхования по безработице считаю правильной. При страховании размер пособия по безработице, как правило, привязан к зарплате. Потеряв работу и став официально на учет, человек будет получать пособие, замещающее ему большую часть заработка. Требует упрощения и процесс постановки на учет безработных: на сбор документов сейчас уходит несколько дней, нет возможности удаленной постановки. Многие также не становятся на учет из-за обязанности участвовать в общественных работах: участие в них, считаю, должно быть добровольным.

Татьяна ВОРОНЕЦ, председатель первичной профорганизации Центральной библиотечной системы Новополоцка:

– Сейчас у местных органов власти есть законодательное право освобождать от уплаты сбора на финансирование госрасходов в случае сложной жизненной ситуации. И это, считаю, правильное решение. Ведь случаются в жизни периоды, когда человек нуждается в поддержке – рад бы работать и зарабатывать, платить налоги, да не может. А кто, как не местная власть, может выяснить, насколько сложна эта ситуация. К тому же в ее компетенции помочь с трудоустройством, проконсультировать по вопросам законодательства. Главное – учитывать все обстоятельства, рассматривать каждый конкретный случай.

Лариса АНТОНОВА, председатель Барановичского горкома профсоюза работников государственных и других учреждений:

– Почему не все безработные идут регистрироваться в службу занятости? На мой взгляд, проблема в том, что служба занятости не располагает информацией о престижных, хорошо оплачиваемых вакансиях. Пришедшим предлагают низкоквалифицированную работу, с небольшой оплатой. Возможным выходом из ситуации видится переобучение на курсах, ведь с двумя-тремя специальностями легче конкурировать на рынке труда. Но нужно искать новые подходы – думать о самозанятости, возрождать традиции ремесленничества: одни могут что-то выращивать и реализовывать, другие – изготавливать своими руками. С проблемой занятости сегодня столкнулись многие семьи.

Владимир ГАРУНОВИЧ, председатель Минской городской организации профсоюза работников строительства и промстройматериалов:

– Считаю правильным, что декрет направлен на выведение «из тени» тех, кто занят в нелегальном секторе экономики. Что-бы они платили налоги наравне с работниками зарегистрированных предприятий. Все должны работать в равных условиях. Если они будут трудиться легально, то и отчислений в бюджет будет больше. В то же время меня волнует, что в нашей строительной отрасли санкции могут затронуть людей, которые действительно не могут найти работу. Не секрет, что строительная индустрия сейчас переживает сложный период. В столице, например, у некоторых организаций нет нужного объема работ, и людям не сегодня завтра придется оттуда уйти. Считаю, эти моменты при реализации декрета тоже надо учесть.

Олег ФЕДОРОВ,

Елена ОРЛОВА, Инна ДОБРЫДЕНЬ,

Елена ЮШКЕВИЧ, Галина СТРОЦКАЯ,

Владимир ГАВРИЛОВИЧ,

Любовь ТРАПЕЗНИКОВА

и Вероника СОЛОВЕЙ

Инфографика Руслана РАЗУМОВСКОГО

Газета «Беларускі час»

Последние новости