Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.121
2.424
100 ₽ 3.204
:

Маршрут по требованиям: что ждет частных перевозчиков в Беларуси?

Маршрут по требованиям: что ждет частных перевозчиков в Беларуси?

В стране28 февраля 2018 в 15:17

Минтранс ответил на самые волнующие вопросы, касающиеся автомобильных пассажирских перевозок.

news_prev

С 26 февраля в Беларуси неожиданно начался протест водителей маршрутных такси, вызванный изменениями Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Частные перевозчики отказались работать в новых условиях и временно прекратили свою деятельность. Наиболее остро эта проблема встала для пассажиров, которые просто не смогли уехать из райцентров в Минск.

«Нерегулярщики» под прикрытием

Изменения в закон планировались еще в 2014 году. Инициаторами этого выступили многие транспортные компании, которые жаловались на большое количество перевозчиков на рынке, пользующихся несовершенством законодательства. Они выполняли рейсы по определенным маршрутам с установленным расписанием временем отправления, в том числе с территорий, прилегающих к пассажирским терминалам. А значит, осуществляли регулярные перевозки под видом нерегулярных.

Вместе с тем о необходимости наличия здоровой конкуренции высказывались и пассажиры. По их мнению, она даст возможность проезда граждан в комфортных условиях с соблюдением всех мер безопасности.

В апреле 2015 года законопроект был вынесен на обсуждение в интернете, и в течение месяца пользователи могли разместить свои предложения. Кроме того, в 2017 году состоялось более 400 семинаров-совещаний с представителями исполнительной власти, операторами перевозок и перевозчиками, где разъяснялись планируемые изменения.

Снять напряжение

Обновленный закон был принят в июле 2017 года, а действовать начал с 23 января 2018-го. Как подчеркнул заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко на встрече в национальном пресс-центре, вызывает некоторое недоумение, почему водители маршруток запротестовали именно 26 февраля.

«Транспортная инспекция, которая с 1 января не осуществляет никакого контроля, провела мониторинг. Перевозчикам было объявлено: работайте спокойно, но в правовом поле. Если нет — будем принимать меры. Но пока, хочу сказать, никого еще к ответственности не привлекали», — сообщил он.

Замминистра еще раз напомнил: регулярные автомобильные перевозки пассажиров могут выполнять перевозчики, победившие в конкурсе на это право. Кроме того, они должны заключить договор с заказчиком, которым выступают местные органы власти, либо оператором. Подтверждением тому является билет. Ранее же многие водители маршруток в лучшем случае выдавали пассажиру чек об оплате. Еще один важный момент: начальный и конечный остановочные пункты маршрутов должны находиться на автовокзале, автостанции или диспетчерском пункте. Многие водители, зная о грядущих переменах, успели подготовиться еще в прошлом году. А у остальных это вызвало массу недовольства.

«Специальных мер, чтобы вытеснить с рынка частных перевозчиков, Минтранс не предпринимал, — заявил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей Дубина. — Наша задача сейчас — снять напряжение по определенным маршрутам. И после того, как будут урегулированы все юридические нюансы, перевозчики смогут возобновить работу».

К слову, особо острая ситуация складывалась на направлениях Новополоцк, Полоцк, Солигорск. Так случилось, что многие регулярные перевозчики вынуждены были уйти с рынка, т. к. проигрывали нерегулярщикам. Последние не придерживались расписания и поэтому могли легко подстроиться под пассажиров. Однако, по словам Александра Шишко, чтобы снять напряженность (в частности, из Новополоцка и Полоцка в Минск), уже отправляются автобусы большой и малой вместимости. Также ведутся переговоры с индивидуальными перевозчиками по организации этих маршрутов.

В равных условиях

Немало вопросов было и насчет конкурсного отбора. Высказывались опасения, что в выборе между государственными и частными перевозчиками первым будет гарантировано преимущество. В Минтрансе заверили: не стоит думать, что конкурсная комиссия начнет продвигать своих кандидатов. «По большому счету, для автопарков междугородние перевозки — проблема. Они редко приносят прибыль. И я считаю, что этим должны заниматься именно частные перевозчики, — высказался замминистра. — Тем более с хорошими автомобилями – 2013–2016 годов, с телевизорами и интернетом –  можно рассчитывать на победу в конкурсе. Но если уж выиграл — выполняй требования. Иначе на это место поставят другого».

Кроме того, чтобы создать равные условия, с момента вступления закона в силу запрещается совмещать функции оператора и перевозчика. К примеру, раньше «Брестоблавтотранс» выступал и в той, и в другой роли, что  создавало препятствия для нормальной конкуренции.

В то же время, добавил Сергей Дубина, конкуренция будет всегда. «Скажем, есть у нас железнодорожный транспорт, который «соревнуется» с автомобильным. Любое предприятие, которое занимается автомобильными перевозками, заинтересовано в том, чтобы завлечь людей. От того, какие условия будут предложены, и зависит конкуренция», — пояснил он.

Соблюсти или обойти?

Пассажиров, в свою очередь, волнует, смогут ли они садиться в маршрутку в удобных для себя местах или всем придется ехать на автовокзал. Особенно остро стоит эта проблема для сельских жителей, где, как правило, единственным местом, чтобы уехать, является остановочный пункт вдоль трассы. 

В Минтрансе пояснили: проблем подобрать людей по маршруту, доставить в Минск и здесь развезти нет. Но потом автомобиль должен прибыть на автовокзал или диспетчерскую станцию, чтобы у водителя была возможность отдохнуть между сменами. Единственное, что нужно учитывать  всем перевозчикам, — подбирать пассажиров можно только в специально оборудованных местах. Это уже вопрос безопасности.

Учитывая все названные нюансы, стоит ли опасаться, что вступившие в силу изменения вызовут рост количества водителей-нелегалов? По словам Александра Шишко, они уже появились. Известны факты, когда недобросовестные перевозчики снимали с автомобилей желтые регистрационные знаки и ставили белые, то есть не обозначали свою принадлежность к пассажирским перевозкам. Они ссылались на то, что в противном случае есть риск быть оштрафованными. «Перевозчики стараются найти всевозможные лазейки в законодательстве. Люди думают в первую очередь, не как исполнить закон, а как его обойти», — заключил Александр Шишко.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото Виталия ГИЛЯ

Последние новости