Наверх

«1 сентября в школу не пойдешь!»: почему все больше детей переводят на семейное обучение

08 августа 2017

Один из принципов семейного класса – делай только то, что интересно, но не мешай другим.

В 2016 году в Минске без особого пафоса открылся семейный класс. В нем учатся только 12 детей, но как учатся! 8-летняя девочка для развлечения высчитывает из расстояния и времени среднюю скорость – обязательно в километро-часах; 12-летний мальчик готовит увлекательные уроки истории об эпохе рыцарства; на кулинарных занятиях ребята ждут, пока на сковородке «подружатся» картошка с морковкой; об истории музыки классу рассказывает не кто-нибудь, а коллекционер музыкальных инструментов.

– Свободным образованием я занялась около 7 лет назад, когда старший сын пошел в школу. Тогда в жизни нашей семьи был очень активный период, мы много путешествовали, – рассказывает инициатор и соорганизатор родительской кооперации «Человек играющий» Татьяна Апет. – Отходив в 1-й класс 2 недели, мы приняли решение перевестись на индивидуальный план занятий. В этом случае ребенка закрепляют за общеобразовательной школой, он учится дома, а в школе только пишет контрольные и сдает тесты.

 

По словам Татьяны Апет, сейчас все больше детей переводят на домашнее обучение. Такой формат оставляет ребенку больше времени для занятия тем, что ему действительно нравится. Кстати, в российских или украинских школах можно заниматься дистанционно, однако в Беларуси эта система пока не развита.

– Многие знакомые родители, чьи дети находятся на домашнем обучении, это предприниматели и фрилансеры. Случалось, что они отдавали ребенка в первый класс, а он недоумевал: почему мама или папа не ходят на работу каждый день, а ему в школу надо? – улыбается Татьяна Апет. – Так что семейное обучение обусловлено в первую очередь стилем жизни родителей. Иногда бывает наоборот: сначала переводят ребенка в свободное плавание, а потом и семья перестраивается, но это редкость.

Первый раз в домашний класс

Немногочисленный первый класс состоял из детей разного возраста – от 6 до 12 лет. На следующий учебный год в родительской кооперации думают поделить ребят на младшую и старшую группы.

– Такой формат очень хорошо подходит для начального образования. Мы показываем детям возможности, которые у них есть, знакомим с разными людьми и профессиями. Это нужно, чтобы ребенок попробовал себя во многих делах и решил, чем ему больше хочется заниматься, – рассказывает Татьяна Апет. – С 12 лет обучению необходимо стать более индивидуальным. Это должна быть кооперация уже не родителей, а детей. Чтобы не взрослые выбирали, что изучать ребенку, а он сам. Мы думаем с этого года запустить подобный проект для подростков.

В кооперации пока не определились, чем будут заниматься в 9-м классе. Возможно, переведут некоторых детей в обычные школы или же пригласят репетиторов по профильным предметам. А может, посоветуют детям пойти волонтерами в интересующие их организации, или все это вместе.

Пока что ребята занимаются каждый день, причем первый час учебного дня посвящается общению детей и совместным играм.

Вместе они читают сказки, ставят по ним спектакли, учатся счету и умножению, разделяя на кучки желуди и разрезая фанерные листы. Вместе с профессиональным резчиком по дереву делают деревянные игрушки.

Ребята часто учатся вне класса: ходят в театры, отправляются в походы, а как-то раз в рамках проекта «Погружение в профессию» даже побывали на кухне действующей пекарни!

– Мама, у которой есть свой цветочный магазин, рассказывала детям про флористику. Один папа, пока мы были в походе, показывал, как рубить дрова. Другой папа научил делать катапульту. А третий вырезал для мальчишек настоящие деревянные мечи ко дню посвящения в рыцари. Еще две мамы готовили вместе с ребятами, – перечисляет Татьяна Апет. – Родителям не обязательно чему-то целенаправленно обучать детей, достаточно, если они поделятся своими интересами. Я прошу взрослых, чтобы они рассказывали о своем увлечении или работе с трех позиций: «хочу», «могу» и «надо». Почему я хочу этим заниматься, что мне нужно сделать, чтобы я смог этим заниматься, и почему это нужно миру.

Не хочешь делать – не надо

Татьяна Апет вспоминает, как на семинаре по интуитивной педагогике в Швеции школьные учителя спрашивали: что им стоит поменять в школах, чтобы улучшить процесс обучения. Эксперты посоветовали открыть двери кабинетов – чтобы ребенок шел заниматься туда, где ему в данный момент будет интереснее.

– Даже на семейном обучении мы сталкиваемся с этой проблемой. Почему-то нам кажется, что по средам и пятницам наши дети хотят петь, а в понедельник и четверг – рисовать. Моя мечта – объединить под одной крышей разные мастерские. Чтобы хотя бы на начальном этапе дети могли курсировать между классами и решить, чем им больше нравится заниматься, – рассказывает Татьяна Апет.

Кстати, похожая система уже существует. В Великобритании еще с 1921 года действует частная школа Саммерхилл. Ее ученики наравне со взрослыми могут решать вопросы управления школой на общих собраниях. Там ребят не оценивают по балльной шкале и дети сами выбирают, какие уроки им посещать. Причем за прогулы школьников никто не наказывает.

Одно из правил семейного класса гласит: каждый ребенок может в любой момент сказать, что он не хочет что-то делать. Был случай, когда на протяжении 5 недель мальчик во время занятий математикой играл неподалеку. Как потом оказалось, он слушал, о чем говорили на уроке, и даже многое запомнил.

– Почему-то родители считают, будто по мере взросления ребенка желание познавать что-то новое пропадает и его можно только заставить. На самом деле, если желание пропало, значит, у ребенка есть какие-то проблемы, решение которых сейчас важнее, чем познание мира, – убеждает Татьяна Апет. – Я исхожу из мысли, что ребенок всегда ведет себя наилучшим образом, даже если сейчас скандалит и бросается на пол. Значит, он пытается донести до взрослого, что у него что-то не в порядке, и использует те методы, которые ему доступны.

По мнению организатора проекта, в общеобразовательной школе есть такая проблема: ребенок попадает в систему оценивания и под влиянием внешней мотивации делает то, что ему, возможно, и не интересно. После такого опыта до его внутренней мотивации «достучаться» очень сложно.

– Мы не ставим оценки, а ищем другие критерии. Раз в неделю водим ребят на гимнастику к одной из наших мам. Она как телесный практик может понять, насколько ребенок физически расслаблен. Считается, если в теле нет «зажимов», значит, у него все хорошо, – говорит Татьяна Апет.

За год работы семейного класса организаторов и родителей учеников не раз критиковали. Основное обвинение – детям дается слишком много свободы, из-за чего они могут вырасти ленивыми.

– Я не знаю, что у нас получится, – говорит Татьяна Апет. – Но я смотрю на своего старшего сына, который занимается по индивидуальному плану всю жизнь. В свои 14 лет он ходит на курсы по программированию. Каждый день тренируется в бассейне, потому что получает от этого удовольствие. Он полностью самостоятельный, пишет себе расписание и ставит будильник. И я уверена, что, если у него будет желание поступить в вуз, у него все получится. С высшим образованием или без, главное – чтобы он занимался тем, что ему нравится. И чтобы его работа приносила пользу людям.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото из личного архива Татьяны АПЕТ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
29 марта 2024 28 марта 2024 27 марта 2024
Все новости