9 октября весь мир отмечает День почты. Насколько актуальна почтовая связь сегодня?
В век интернета и социальных сетей почта в Беларуси по-прежнему востребована. Причем и у сельчан, и у городских жителей. Портал 1prof.by выяснил, какие традиционные и непрофильные почтовые услуги пользуются особым спросом сегодня и почему во времена становления учреждения связи отбор гонцов был не менее строгим, чем сейчас космонавтов.
От гонцов до электронных переводов
Дата праздника выбрана не случайно. Именно 9 октября был создан Всемирный почтовый союз, в который «Белпочта», пройдя множество этапов становления, вступила в 1947 году.
Первые сведения о «почтальонах» датируются 885-м годом – тогда их роль выполняли гонцы. Работа людей, приносящих вести, была сопряжена с множеством опасностей, поэтому кого попало на эту службу не брали. Кроме физической силы и выносливости, гонец должен был обладать хорошей памятью – иногда новости доносились устно, без грамот, отлично знать местность и ориентироваться в пространстве. В дорогу вестников вооружали луком, стрелами и шашкой, чтобы они смогли отбиться от разбойников или диких животных.
В конце ХIV века на смену гонцам пришла отдельная княжеская почтовая служба, а при Петре I в России почта стала подлинно государственной службой.
На территории Беларуси управление почтово-телеграфным делом неоднократно преобразовывалось и переименовывалось. Современная почта – это республиканское унитарное предприятие, которое насчитывает более 3 тысяч стационарных и передвижных отделений почтовой связи, около 30 тысяч работников, оказывающих свыше 30 видов услуг.
Информация обо всех новшествах оперативно размещается на сайте «Белпочты», поэтому клиенты всегда в курсе изменений.
– Среди последних нововведений, к примеру, линейка «Комфорт», которая предназначена для контролируемых пересылок – заказных писем, мелких пакетов, посылок. «Комфорт для отправителя» предполагает получение отправителем SMS-уведомления о получении почтового отправления адресатом. «Комфорт для получателя» предусматривает звонок о поступлении почтового отправления с согласованием удобного времени и места его доставки. А «Комфорт для всех» объединяет два предыдущих пункта, – рассказали в РУП «Белпочта». – Также в учреждениях связи доступна услуга «Электронная марка»: белорусы могут «наклеить» и оплатить марку, не выходя из дома. Принцип в том, что она распечатывается прямо на конверт или лист бумаги и оплачивается через интернет. Затем письмо можно отправить любым стандартным способом.
Есть у «Белпочты» и мобильное приложение, которое разработали и запустили в начале августа. Оно позволяет пользователям отслеживать статусы отправлений в онлайн-режиме, а также сохранять список штрих-кодов и отслеживать каждый из них по отдельности. Кроме того, с помощью приложения можно найти ближайшее отделение почтовой связи, узнать индекс нужного отделения и вызвать курьера.
– Среди наиболее востребованных услуг у наших клиентов – экспресс-почта (EMS Belpost), отправление заказных писем, посылок и мелких пакетов с наложенным платежом, – отметили на предприятии. – Также популярны электронные денежные переводы, которые доходят до получателя в течение 4 часов после отправки и электронные денежные переводы с доставкой на дом, письменным сообщением и уведомлением о получении.
Мнение
Александра ГОЛУБЕВА, преподаватель математики:
– На мой взгляд, роль почтовой службы по-прежнему важна, даже несмотря на то, что современному человеку все доступно в интернете. Для многих отправить письмо, выписать журнал или газету остается доброй традицией. В нашей семье, к примеру, до сих пор принято поздравлять с праздниками родственников и друзей «живой» открыткой, а также выписывать журналы для детей.
Виктория ЯКИМОВА
Фото Виталия ГИЛЯ