Общество и профсоюзы

Акция 1898 года и гимн предприятия: 6 уникальных экспонатов Музея Витебского трамвая

1. Старый трамвай

Вагон стоит на въезде в трамвайный парк. Он открыт и доступен любому прохожему: здесь часто играют дети, в прицепном вагоне проводит время молодежь и отдыхают прохожие. Но немногие знают, что это – точная копия машины, которая в XIX веке ходила по улицам Витебска.

– У нас был замысел восстановить весь транспорт, который эксплуатировался со дня появления в городе трамвая до настоящего времени, – говорит Василий Павлючков. – Для того чтобы воссоздать самый старый трамвай, мы обратились в архивы Мюнхена.

По просьбе музейщиков из Витебска, немецкие коллеги прислали чертежи вагона фирмы «Шуккерт», которая поставляла трамваи в город. Оказалось, основания витебских машин, так называемые тележки, производила знаменитая компания «Манн» в Аугсбурге, а верх вагона делали в городе Готе (этого производственного предприятия уже не существует). Белорусская копия трамвайного вагона выполнена по чертежам «Сименс» с соблюдением геометрии до 5 мм.

Трамвай 1898 года.

Прицепной вагон – тоже копия машины 120-летней давности. Его изготавливали в бельгийском Левене. Сейчас завода уже нет, но чертежами смогли поделиться музейщики: в Брюсселе создан богатейший музей городского транспорта. Правда, в реконструкции есть один недостаток – почти полностью отсутствуют подлинные комплектующие. Но это могут заметить только профессионалы.

Логичен вопрос: нет ли обиды, что по машине, воссозданной с таким трудом и скрупулезностью, лазают все желающие.

– Напротив, нам очень приятно видеть интерес к старому трамваю, – говорит Василий Михайлович. – Пусть дети играют, пусть трогают. Когда я занимался делами на предприятии, дал установку: разрешайте. Как только начнут безобразничать, вокруг трамвая сразу появится забор. Но за 5 лет здесь не было ни одного разбитого стекла. В заднем открытом вагоне любит сидеть молодежь – они там от дождя прячутся, ночами на звезды любуются. Но ни одного слова не нацарапано на скамейках. Почему же тогда не позволить?

2. Рельс 1898 года

Рельс фирмы Бохум.

Интересен не только почтенный возраст этого фрагмента трамвайного пути, произведенного фирмой «Бохум». В Витебске в 1898 году трамвайные вагоны были пущены по узкой европейской колее в 1 000 мм. В 30-е годы XX века в СССР все трамвайные системы перешли на широкую колею. Такой она остается и сейчас – 1 524 мм. Не исключено, что одной из причин этого было желание придать устойчивости подвижному составу, который увеличился по габаритам и вместимости.

Когда у музея появится новое, большее по размерам здание, другие фрагменты старой, узкой, колеи также займут свое место в экспозиции.

3. Переходящее Красное знамя

Красное знамя — произведение искусства.

Это – настоящее произведение искусства советской эпохи. Для знамен использовалась ткань высокого качества, а вышивка выполнялась золотыми и серебряными нитями. Но не это главное. Для того чтобы переходящее Красное знамя осталось на предприятии на постоянном хранении, нужно было 5 лет подряд выигрывать социалистические соревнования. В музее Витебского трамвая таких знамен три. Выходит, витебские трамвайщики становились лучшими на протяжение 15 лет!

4. Награда «За укрепление международных отношений»

Василий Павлючков показывает диплом «За укрепление международных отношений».

Лауреатами в этой номинации витебских трамвайщиков назвало жюри Международного союза общественного транспорта. В него входят более 120 стран. Вручение награды состоялось в Москве, в Екатерининском дворце. Торжественное мероприятие вел Игорь Кириллов, для присутствующих пели Стинг и Мадонна. В этом антураже свою награду получили и витебчане.

5. Гимн предприятия

К открытию трамвайного движения в Витебске преподаватель музыкального училища Отто Крамер, который давал уроки пения состоятельным горожанам, написал марш. На обложке есть посвящение: председателю общества «Витебский электрический трамвай» Фернану Гильону. Француз Гильон был первым хозяином предприятия.

Трамвайный марш.

В смутное время революций и войн ноты были утеряны. Но, как оказалось, не навсегда: в московских архивах их отыскали витебчане, переехавшие в столицу России, и в 1964 году передали копию в краеведческий музей родного города, сделав дарственную надпись: «Родному городу Витебску».

– Впервые гимн исполнили в 1898 году, – рассказывает Василий Павлючков. – Второй раз – спустя 100 лет, в 1998 году. А сегодня у нас уже есть прописанные партитуры, и Елена Подоляк с витебским симфоническим оркестром записала эту музыку для нас. Гимн нашего предприятия исполняется по особо торжественным случаям.

6. Акция Витебского трамвая

Этот экспонат был приобретен на аукционе в Брюсселе. В экспозиции музея можно увидеть копию акции – оригинал хранится отдельно.

О том, что можно стать обладателем этой уникальной вещи, трамвайщиков предупредил витебский историк и краевед Аркадий Подлипский. Он случайно прочел в интернете, что в Брюсселе на аукционе выставили 4 акции Витебского трамвая. Конечно, финансовой ценности они уже не имели, но их историческое значение было громадно. Чтобы заполучить акцию, трамвайщики оперативно отыскали в Бельгии бывшую витебчанку. Девушка не отказалась помочь: вместе с мужем приехала в столицу и в последний день аукциона выкупила ценный документ.

– Акция обошлась нам в 7 евро, – вспоминает директор музея. – Остальные 3 документа отправились в Германию, США и Британию. На акции мы можем увидеть подлинную подпись Гильона. А переведя текст на документе, мы узнали много нового об истории своего предприятия.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора