Наверх

Алексей БЫЧКОВ: «Участие в спектаклях для осужденных сродни духовному возрождению»

30 января 2019

В качестве режиссера он работает над спектаклями, роли в которых исполняют осужденные исправительной колонии № 4 управления Департамента исполнения наказаний МВД по Гомельской области.

 

– Зачем понадобилось обучать актерскому мастерству женщин, отбывающих наказание?

– Ответить на этот вопрос поначалу мне было непросто. Сегодня же я уверен в том, что для многих участие в спектаклях сродни духовному возрождению и становлению. И если хотя бы одна из актрис или сидящих в зале зрительниц задумается о своей жизни и больше не совершит преступное деяние, мой труд будет не напрасен.

– Каково это, 3–4 раза в неделю на протяжении 13 лет человеку искусства ходить в исправительную колонию как на работу?

– Я и сам задаюсь этим же вопросом: зачем тебе, товарищ Бычков, «тянуть» срок на зоне? А хожу, наверное, потому, что проект «Театр в тюрьме» уже стал важной частью моей жизни. С того момента, когда впервые услышал о нем.

– И как всё начиналось?

– Это был шведско-белорусский проект, который в 2005 году поддержало общественное объединение «Клуб деловых женщин». Реализовывать проект предполагалось ровно год в местах заключения в Беларуси и Украине. Поучаствовать в эксперименте мне предложили представители шведской стороны – режиссер Александр Нордштрем и его супруга-театровед. Я согласился сразу, но ощущения, когда впервые оказался в женской колонии, были не из приятных – словно надел на себя тяжеленный тулуп. Первые полгода, приходя домой с репетиций, я ложился на кровать и отключался на полчаса. Такой вот был переход из «зоны» в привычную жизнь. А потом, как птица Феникс, «возрождался», вставал и занимался делами.

– Репертуар сами подбирали?

– Нордштрем сразу предложил пьесу Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». Я испытал шок: она еще во время учебы в институте произвела на меня жуткое впечатление. Перечитал вновь, в том числе критику, и опять почувствовал внутреннее отторжение. Ведь там говорится о тюрьме в тюрьме! Да еще и ставить в исправительном заведении. Я встретился с Александром и заявил, что категорически против «Дома…». Как вариант предложил французский детектив Робера Тома «Восемь любящих женщин», где все персонажи отрицательные тоже. Но тут выяснилось, что для проекта важен процесс, воздействие на осужденных. Для меня же главное – постановка, то есть актрисам важно выйти на сцену, показать итог. После дискуссии мои условия все же приняли.

– Сложно работать с таким, мягко говоря, необычным актерским составом?

– Невероятно сложно, но и интересно. Я никогда не интересовался, по каким статьям эти женщины отбывают срок. Для меня как режиссера они чистый лист бумаги. Работая с первым составом, я только через три месяца случайно узнал, что четверо актрис – убийцы. Одна, к примеру, зарезала мужа-тирана, а благодаря участию в спектаклях вдруг начала писать стихи… Сегодня я уже могу сказать, что театр изменил моих актрис. Из 110 заключенных, которые были задействованы в спектаклях, лишь две повторно совершили преступления. Многие, освободившись, звонят, благодарят, делятся своим сокровенным.

– Через месяц после премьеры «Восемь любящих женщин» был поставлен и на сцене Гомельского драматического. Как так вышло?

– Это беспрецедентный случай! Представляете, вывезти преступниц в город со спектаклем?! Ответственность огромная. И спектакль имел небывалый успех. А потом проект продлили еще на год, так как реализовать его удалось только в Гомеле. Вторым спектаклем все же стал «Дом Бернарды Альбы».

– Почему?

– Как-то само собой пришло это решение. Я вдруг понял, о чем и с кем буду ставить Лорку. Одна из героинь на тот момент была совсем еще девчонкой, и я уже знал ее возможности; видел и исполнительницу роли Бернарды. Показать в постановке решил невозможность существования любви в среде, где царят жестокость, деспотизм и тирания. Воплотить задумку удалось. И вновь показы прошли не только в клубе колонии, но и на сцене драмтеатра; затем – в учреждениях закрытого типа. Раньше ничего подобного не было.

– В прошлом году вы поставили юбилейный, десятый по счету, спектакль – «Комната невесты». Его зрители тоже приняли тепло.

Да, несмотря на то, что все эти постановки специфические, их задача – перевоспитание осужденных. Нередко меня и актеров не устраивают образы, выписанные авторами, и мы тогда придумываем их сами. Так, в спектакле «Солнце светит всем» от оригинала, по сути, осталась только тема. Актрисы сами написали отдельные сцены и к новой пьесе, действие которой происходит в детском доме. 11-й спектакль будет о любви, предательстве и вечных человеческих ценностях. Наша задача – докопаться до глубин души человека. Чувствую, что мои новые актрисы уже понимают: их сегодняшнее положение – не конец, а лишь пауза, позволяющая расстаться с плохим прошлым. И это главное.

Справка 1prof.by

Алексей Бычков сыграл более 150 ролей на театральной сцене, снимался также в телесериалах («Каменская», «Особый случай», «След» и другие).

Беседовал Владимир ГАВРИЛОВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости