Аренда водоемов – успешный бизнес или ущерб природе?
Есть разные мнения на этот счет.
В Брестской области, к примеру, в настоящее время в аренду сдано 30 водоемов (в 11 районах), больше всего их – в Березовском районе. Арендными стали озера Белое и Черное, под промысловый лов рыбы отданы и каналы Березовской ГРЭС. Самое крупное на Брестчине озеро Выгонощанское (занимает территорию более 2,5 тыс. гектаров) является временной собственностью Национального парка «Беловежская пуща». Еще на трех озерах Ивацевичского района и частично на канале Огинского тоже разрешен промысловый и любительский лов рыбы.
Арендаторами водоемов выступают лесхозы, фермерские хозяйства, частные предприятия. Как отмечает заместитель начальника управления по сельскому хозяйству и продовольствию Ляховичского райисполкома Татьяна Коцуба, наличие хозяина у водоема положительно сказывается на состоянии водных угодий, так как есть кому наводить порядок на прилегающей территории, разводить рыбу.
Такого же мнения придерживается и начальник Барановичской госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Игорь Загорский:
– Правила ведения рыбоводства и рыболовного хозяйства регламентируются законодательством. Прежде чем взять водоем в аренду, человек представляет в орган местной власти бизнес-план. Разрешение на промысловый лов рыбы не означает, что ее можно только извлекать из водных недр. Арендатору также необходимо в нужное время и в нужном количестве проводить зарыбление водоема. Контроль за этим процессом осуществляют представители Минприроды, Минсельхозпрода и иные органы. Что касается квот на вылов, то они тоже строго регламентированы.
Однако всегда ли это работает?
Вывели на чистую воду
В начале октября 2018-го госинспекторы Барановичской инспекции охраны животного и растительного мира решили проверить арендаторов самого крупного в Ляховичском районе водоема Миничи – ЧУП по оказанию услуг «Мыслобож». Поводом для проверки послужил тот факт, что около года арендатор не обращался за маркировкой сетей, хотя, согласно его же отчетам, за 3 года аренды водоема в ходе промыслового лова рыбы было утеряно около 40 маркировочных знаков (их выдают для закрепления на сетях, чтобы отличать последние от браконьерских. – Прим. авт.).
В итоге у хозяев Миничей нашли 7 немаркированных сетей, которые явно использовались для добычи рыбы – были в чешуе. Более того, госинспекторы обнаружили и «левые» пломбираторы, а это уже статья Уголовного кодекса – незаконное изготовление и использование государственных пробирных клейм.
Пока по выявленным фактам ведется проверка, местное население и рыбаки гадают: лишат ли арендаторов права дальнейшего пользования водоемом? Люди в один голос утверждают: работники «Мыслобожа» нарушают нормы вылова и зарыбления. Один из неравнодушных рыбаков отметил, что лично знает арендаторов, зла им не желает, просто ему больно видеть, как они поступают с водоемом, который является народным достоянием.
– Здесь ловил рыбу мой отец, ловлю и я, но за деньги, – подчеркивает местный житель. – Хочется, чтобы и мой сын мог ловить, да, боюсь, уже нечего будет. Рыбу варварски уничтожают, еще несколько лет – и ее не станет…
Недоволен собеседник и тем, что государство берет плату за рыбалку на арендных водоемах:
– Я член общества рыболовов и охотников, регулярно плачу взносы, почему еще должен платить за рыбалку? Разве «Мыслобож» выкапывало этот водоем, запускало туда рыбу? Нет, оно пользуется тем, что должно принадлежать всем. А что касается зарыбления, то тут я в честность арендаторов не верю.
Солидарны с таким мнением и другие жители Ляховичского района, увлекающиеся рыбалкой: «Скоро бесплатно ловить рыбу можно будет только в собственной ванне», «Почему государство позволяет вести промысловый лов рыбы арендаторам, а не занимается этим само?», «Контроль со стороны проверяющих структур за арендованными водоемами недостаточный».
Начальник Барановичской госинспекции охраны животного и растительного мира парирует Игорь Загорский:
– Люди привыкли рассматривать водоемы как бесплатные магазины и платить за путевку (даже небольшую сумму) не хотят, а ведь эти деньги идут на обустройство водных угодий. Я не считаю, что арендаторы наносят ущерб природе, ведь взамен выловленной рыбе они запускают мальков. Конечно, нарушения есть, но они пресекаются.
Приструнили, да не всех
В июле прошлого года глава государства подписал Указ № 247, ужесточивший порядок передачи в аренду рыболовных угодий. Из аренды были исключены реки, каналы и ручьи, и любительская рыбалка на всех реках стала бесплатной. До этого же можно было взять в аренду часть реки и ловить рыбу в промышленных масштабах. К примеру, на Мозырщине в аренду отдали часть Припяти, в Гомеле – Сожа. Теперь, как пояснили в ГО «Белводхоз», предоставление водоема в аренду необходимо согласовывать с Администрацией Президента. Делается это для того, чтобы можно было тщательно проверить арендатора.
Казалось бы, ситуацию отрегулировали. «На словах – да, на деле – нет», – уверяют рыбаки-любители и приводят в пример факты нарушений природоохранного законодательства арендаторами рыбных угодий. Правда, совершаются они по большей части на маленьких водоемах, которые сдаются в аренду по упрощенной схеме (правила ведения рыболовного хозяйства и рыбоводства на них не распространяются; арендаторы самостоятельно определяют количество промыслового вылова рыбы, решают, зарыблять им водоем или нет, пустить туда порыбачить соседа или прогнать, и т.д.). Именно такое «хозяйствование» и вызывает у людей нарекания.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото Виталия ГИЛЯ
Инфографика газеты «Беларускі Час»