Атомная энергетика в Беларуси: безопасность и непростые отношения с Литвой
Беларусь представила национальный доклад о выполнении Конвенции о ядерной безопасности в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене. Документ содержал подробную информацию (за последние три года) о различных аспектах обеспечения безопасности атомной станции в ходе ее возведения и подготовки к предстоящей эксплуатации. В течение четырех месяцев национальный доклад находился в открытом доступе – с ним мог ознакомиться любой желающий.
По словам первого замминистра по чрезвычайным ситуациям Василия Степаненко, документ вызвал повышенный интерес, сопоставимый с интересом к докладам стран с ядерной энергетикой, задолго до совещания в Вене. В адрес нашей страны поступило более 200 вопросов, большинство из них – от Литвы. В основном представителей других стран интересовала аварийная готовность Белорусской атомной станции.
По итогам рассмотрения национального доклада договаривающиеся стороны пришли к выводу, что Беларусь соблюдает обязательства в рамках Конвенции о ядерной безопасности. В результате для республики было сформулировано 5 вызовов. Среди них – ввод в эксплуатацию новых реакторов, развитие системы технической поддержки Госатомнадзора, приложение усилий по установлению двустороннего сотрудничества с Литвой, а также проведение запланированных оценочных миссий МАГАТЭ.
«Отмечу, что эти вызовы для нас не новы. Они были определены ранее правительством Беларуси. В настоящее время мы предпринимаем конкретные меры для их решения», – подчеркнул Василий Степаненко.
Безопасность превыше всего
По словам начальника Департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС (Госатомнадзора) Ольги Луговской, надзор за обеспечением безопасности является важнейшей составляющей белорусской энергетической программы.
На площадке БелАЭС 24 часа в сутки 7 дней в неделю работает территориальный отдел из 7 инспекторов Госатомнадзора. Также там трудятся 5 инспекторов строительного надзора и 2 инспектора промышленного надзора. Вместе они решают все проблемные вопросы. К слову, такой жесткий вариант надзора в нашей стране действует только для объектов использования атомной энергии, отметила Ольга Луговская.
В то же время надзор не ограничивается площадкой Белорусской АЭС. Специалисты Госатомнадзора также контролируют изготовление и приемку важного для безопасности станции оборудования. Инспекторы проходят масштабное обучение на объектах строительства атомных электростанций, перенимая опыт у иностранных коллег. Например, в прошлом году наши специалисты 30 раз выезжали на заводы-изготовители (преимущественно – в Российскую Федерацию, а также в Болгарию и Венгрию). В этом году запланированы 32 такие поездки.
«Большую поддержку нам оказывает Ростехнадзор. При необходимости мы всегда можем рассчитывать на методологическую и консультационную помощь, – подчеркнула начальник Госатомнадзора. – К слову, мы уже вышли на такой уровень, когда сами можем делиться опытом с другими странами. В прошлом году к нам приезжали представители регулирующего органа из Вьетнама, в этом – коллеги из Бангладеш».
Как рассказал начальник главного управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны МЧС Леонид Дедуль, в Беларуси разработаны внешний и внутренний аварийные планы защиты от чрезвычайных ситуаций на БелАЭС. Внешний предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения, попавшего в зону возможного заражения вокруг атомной станции. Внутренний направлен на защиту персонала атомной станции.
В настоящее время планы дорабатываются и согласовываются с заинтересованными органами. Их практическая отработка пройдет в рамках республиканского командно-штабного учения, которое состоится осенью 2017 года. К учениям будут привлечены иностранные коллеги.
Для укрепления потенциала готовности к реагированию на ядерные аварии в июне 2016 года правительство Беларуси утвердило концепцию системы ситуационных кризисных центров для атомной энергетики. Были установлены планы и сроки мероприятий по созданию этой системы.
«Учитывая специфику такого объекта, как АЭС, мы еще дополнительно приняли решение создать ситуационные кризисные центры ряда госорганов – при Минэнерго, Минприроды, Минздраве, МВД, Национальной академии наук», – пояснил Леонид Дедуль.
Создание системы ситуационных кризисных центров позволит привлечь экспертов для оказания помощи персоналу и руководству АЭС по разным направлениям, а также минимизировать возможные последствия в случае нештатных ситуаций.
Непростые отношения с Литвой
Литва – единственное государство, с которым у Беларуси нет договорных отношений по поводу атомной станции.
«С 2014 года мы пытаемся заключить договор на уровне правительства и регулирующих органов. Этот документ позволил бы нашим странам обмениваться информацией. Однако пока нам это не удалось», – рассказал Василий Степаненко.
Подобные соглашения Беларусь заключила с 7 странами – Россией, Украиной, Польшей, Венгрией, Норвегией, Финляндией и Швецией. Сейчас ведутся переговоры с Латвией. На подходе – договор со Словакией.
«Соседей не выбирают. В любом случае мы продолжим усиленно работать в этом направлении. Будем использовать все возможные площадки для того, чтобы дискутировать с литовскими коллегами. В настоящее время мы обмениваемся с Литвой информацией, но не напрямую, а через МАГАТЭ. Конечно, оперативность такой коммуникации невысока», – добавил замминистра по ЧС.
Анастасия ШИРАЛИЕВА