Наверх

Авиадиспетчер: «Каждый день мы отвечаем за жизни тысяч людей»

21 октября 2019

20 октября в мире отпраздновали Международный день авиадиспетчера. Кто и как контролирует воздушный трафик над белорусской столицей?

На людей этой профессии возложена огромная ответственность: развести самолеты друг от друга на безопасные расстояния, предупредить пилотов о возможных препятствиях, отправить воздушные суда на посадку… От слаженной и четкой работы авиадиспетчеров зависит безопасность тысяч пассажиров ежедневно. Поэтому представители этой специальности должны не просто в совершенстве владеть профессиональными навыками, но и иметь особую психологическую подготовку. О нюансах работы, стрессе и новых технологиях в авиации корреспонденты 1prof.by поговорили с диспетчером управления воздушным движением Минского аэродромно-диспетчерского центра Дмитрием Чернейко.

О выборе профессии и нагрузках

Специальность авиадиспетчера во всем мире признана одной из наиболее сложных: она связана с управлением техникой и ответственностью за человеческие жизни. Вы осознавали всю серьезность своего выбора, когда подавали документы в академию авиации?

– Выбор профессии авиадиспетчера был для меня спонтанным. Во время учебы в школе о ней практически ничего не знал. Более того, даже не мечтал об авиации. О буднях диспетчера мне рассказал старший товарищ. В то время он уже учился на этой специальности в колледже и был безумно воодушевлен будущим делом. Это и стало решающим фактором.

В какой момент вы поняли, что находитесь на своем месте?

– К счастью, мои ожидания и действительность совпали уже во время студенчества. Мне настолько нравилась атмосфера в вузе, что даже высокие требования к учебе не отпугивали.

 Кроме отличного владения английским языком, знания технической документации и должностных инструкций, авиадиспетчер обязан иметь отменное здоровье и крепкую психику.

– Это правда. Еще при поступлении в Белорусскую государственную академию авиации (БГАА) необходимо пройти довольно серьезную медицинскую комиссию. Кроме того, с помощью специального психологического теста, который включает в себя множество ребусов и логических загадок, абитуриентов проверяют на профпригодность. Таким образом определяют реакцию, усидчивость, стрессоустойчивость человека и многое другое.

Расскажите о ваших рабочих буднях. Сколько самолетов контролируете за смену?

– График у нас рассчитан так, чтобы диспетчер успевал отдохнуть и восстановиться. Работаем мы в две смены – день, ночь (по 12 часов), затем три выходных. Причем, согласно требованиям охраны труда, во время дежурства мы можем трудиться кряду не более двух часов, чередуя их с двадцатиминутными перерывами.

Утро диспетчера начинается с обязательного медицинского осмотра. Затем мы проходим инструктаж, получаем необходимую информацию от синоптиков, военных и инженеров. И только после этого приступаем к своипм обязанностям.

Что касается авиапотока, то за смену в районном диспетчерском центре, который обслуживает транзитное движение, диспетчер встречает и провожает до 1 100 воздушных судов. В аэродромном диспетчерском центре эта цифра значительно меньше – около 180 самолетов. В весенне-летний период работы, конечно, больше. Этим летом, к примеру, в некоторые дни доходило до 190–200 взлетов и посадок в сутки.

– Диспетчер следит за движением только на определенном участке или сопровождает самолет на протяжении всего маршрута?

– Каждый специалист несет ответственность только за конкретный закрепленный за ним пункт. К примеру, диспетчер руления контролирует движение по территории аэродрома. Диспетчеры старта и посадки руководят взлетающими и заходящими на посадку судами. Диспетчер круга отвечает за движение в радиусе 50 километров и на высоте до 2 100 метров (зона взлета и посадки). Прилетающим лайнерам он выдает разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

 

А вот диспетчер подхода ответственен за движение на высоте 2 100–5 700 метров. Площадь охвата зоны его круга – 90–120 километров от аэропорта. Кроме того, он определяет очередность заходов самолетов на посадку, а также интервалы между ними.

Важно, что за каждым каналом всегда работают 2 человека – диспетчеры радиолокационного и процедурного контроля. Один непосредственно управляет воздушными судами, второй занимается согласованием и помогает первому. Также за процессом следят старший диспетчер и руководитель полетов. Вся система работы направлена на максимальную безопасность. Даже если диспетчеру станет плохо на рабочем месте, воздушное пространство останется под контролем.

– Но ошибки все же случаются?

От ошибок никто не застрахован, в том числе авиадиспетчеры. К сожалению, иногда случается и так, что человеческий фактор становится причиной катастроф. Помните трагедию над Боденским озером, когда столкнулись пассажирский лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing?

– Да. Тогда погибло более 70 человек, в том числе 52 ребенка. Насколько я знаю, в той авиакатастрофе признали виновным не только авиадиспетчера.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к российским пилотам. Последних обвиняли в том, что они не поняли указаний операторов центра полетов. Однако расследование указало на вину диспетчера.

– Как такое могло случиться?

– Два самолета двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. Диспетчер заметил опасное сближение за минуту до их столкновения и тут же передал команду российскому судну на снижение. Пилоты незамедлительно приступили к выполнению указания. В то же время в кабинах обоих самолетов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала ровно противоположную команду: пассажирскому лайнеру – набирать высоту, а грузовому – снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера, сообщив ему об этом. Но специалист этого не услышал…

Теперь, кстати, во время полета приоритет имеет техника. То есть, если команды диспетчера и системы, установленной в самолете, разнятся, пилот не имеет права выполнять то, что говорит диспетчер.

– А в вашей рабочей практике были опасные моменты?

Опасных, к счастью, не было. А вот сложные ситуации случались. Многие из них связаны с погодой. Дело в том, что самолету запрещено влетать в грозовые фронты. А последние развиваются быстро и бывают весьма обширными. Наша задача провести большой поток самолетов в одно узкое «горлышко». Иногда грозовой фронт настолько широк, что лайнер отправляем в облет через сопредельные страны. Кроме того, были случаи отказа техники, а также экстренные посадки из-за плохого самочувствия пассажиров.

– Опираясь на свой опыт, могли бы порекомендовать молодым людям идти учиться на авиадиспетчера?

Работа авиадиспетчера очень интересная, стабильная и хорошо оплачиваемая. Конечно, романтики в ней нет, да и сложности присутствуют. Но они есть не только в нашей профессии. Так что если позволяют здоровье и уровень английского языка, то обязательно пробуйте. Лично я о своем выборе ни разу не пожалел!

Виктория ЯКИМОВА

Фото Александра ПОБАТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости