Банные страдания: почему 2,5 тысячи сельчан остались у разбитой шайки?
Ситуация, сложившаяся в агрогородке Хотыничи, похожа на детектив. В начале 2000-х местное ЖКХ продало баню с аукциона частному предпринимателю, в 2012-м взяло ее в аренду, а два года назад пожелало сбросить с себя арендное бремя, но не получилось – дело дошло до суда. Отношения стороны выясняют по сей день. Все бы ничего, да заложниками ситуации оказались простые люди.
Житель Хотыничей Дмитрий Бондарь в прошлом депутат Ганцевичского райсовета. Односельчане не раз обращались к нему по поводу неработающей бани. Дмитрий Станиславович, пройдя ступени местной власти и, не найдя решения проблемы, переадресовал вопрос председателю комитета госконтроля Брестской области Дмитрию Боско, когда тот проводил в районе выездной прием граждан.
– В агрогородке проживают без малого 2,5 тысячи человек. Жилье благоустроено далеко не у всех, особенно у пожилых. Именно пенсионеры лишены возможности не только помыться-попариться, но и пообщаться, ведь баня – место социального взаимодействия людей, – говорит Дмитрий Бондарь.
Поддерживает его и староста агрогородка Андрей Ярошевич. Он также признается, что к общественной проблеме проявляет и личный интерес: в молодые годы о собственной бане даже не помышлял, так как живет рядом с коммунальной. Вместе с супругой с удовольствием посещал заведение многие годы и вот лишился такой возможности на старости лет.
– Наши банные страдания длятся полтора года. И райисполком, и сельсовет что-то пытаются делать, но воз и ныне там. В апреле этого года прошло очередное собрание, где все талдычили: «Невыгодно содержать баню, убыточна она, потому и закрыли». И это называется возрождением деревни?! – возмущается Андрей Андреевич.
Опрос общественного мнения, проведенный среди сельчан, староста называет игрой. Говорит, что из более чем 2 тысяч населения анкеты раздали примерно 40 местным жителям. И хоть большинство ответили, что баня Хотыничам нужна, в официальном документе райисполкома отмечено: лишь 2 человека из опрошенных пользовались услугами бани, остальные не испытывают в ней необходимости по той причине, что имеют свои.
Одно время райисполком организовывал бесплатный подвоз людей в городскую баню Ганцевичей, однако спросом услуга не пользовалась и была прекращена. Староста уверен: так случилось из-за того, что транспорт отправлялся в 18.00, а в это время сельчане заняты, как правило, хозяйственными делами.
Арендная головоломка
Что же все-таки происходит?
Оказывается, местное ЖКХ попало, образно говоря, в рабство к предпринимателю. В октябре 2005-го здание бани в Хотыничах было продано с аукциона предпринимателю Светлане Кононович. Та провела реконструкцию и открыла при бане магазин. В 2012 году между Кононович и ЖКХ был заключен договор аренды бани, причем, как отмечают в комитете госконтроля Брестской области, на заведомо невыгодных условиях для коммунальной службы. Тем не менее баня работала, но с 2016 года районный бюджет прекратил покрывать убытки по ее функционированию.
С учетом отрицательных финансовых результатов работы руководство ЖКХ приняло решение о расторжении договора аренды. Вот тут-то и началась катавасия: Кононович отказалась его расторгнуть, пока арендатор не выполнит поставленные условия – не отремонтирует кровлю, парилки и не погасит задолженность за электроснабжение и аренду.
Количество претензий сторон друг к другу росло, мирно урегулировать конфликт не получалось, и пришлось делать это в судебном порядке. Суд, состоявшийся в конце прошлого года, отказал ЖКХ в принудительном расторжении договора аренды. Предприниматель такое решение приветствует и утверждает, что согласно ст. 593 Гражданского кодекса арендатор должен вернуть имущество в том состоянии, в котором его получил.
– ЖКХ за время аренды испортило крышу, самовольно провело через помещение воду к детскому саду и школе, повредив при этом фундамент, и не хочет погашать имеющиеся долги, – резюмирует Светлана Кононович.
В общем, до логического завершения делу еще далеко. Председатель Барановичского межрайонного комитета госконтроля Олег Данилов отмечает, что предыдущие решения ЖКХ (о продаже бани частному лицу, а потом – заключение договора аренды) были недальновидными, что и привело к нынешней ситуации. Мы будем следить за развитием этой истории.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото Виталия ГИЛЯ
Снимок носит иллюстративный характер