Бегство от взрослых
Одних спустя пару часов находят в родном городе, другие оказываются за сотни километров. От чего они бегут, что ищут?
– Современные дети нередко демонстрируют поведение, которое вызывает непонимание или непринятие у общества. Но чаще всего оно является следствием того, что ребенок чувствует отсутствие внимания со стороны близких либо стремится показать свою самостоятельность и независимость, если у него нет возможности проявить эти качества конструктивным способом, – объясняет кандидат психологических наук, доцент, медиатор, директор Гродненского филиала центра «Медиация и право» Оксана Шульга.
Тревожный звонок
Например, прогуливая школьные занятия или уходя из дома, дети пытаются «убежать» от проблем. Решаются на такой шаг, если в семье отсутствуют систематическое воспитание, корректный контроль и уважение, если предъявляются чрезмерные требования. Побеги случаются и тогда, когда родители не позволяют подросткам быть самостоятельными, излишне опекая их. Бывает, в силу чрезмерного фантазерства и мечтательности мальчишки и девчонки убегают из дома в поисках развлечений и удовольствия, не находя их в семейном кругу.
– Я нередко встречаю родителей, которые возмущаются поведением своего ребенка: «Как он не понимает, что так себя вести нельзя!» Да, ребенок не понимает, потому что взрослые не научили понимать и соблюдать правила, не привили навыки взаимодействия, не показали, как нужно договариваться. В таких семьях либо много запретов, либо, наоборот, много свободы в силу того, что взрослые не справляются со своей родительской ролью, – отмечает специалист.
Психологи выделяют несколько типов побегов. К примеру, эмансипационный встречается наиболее часто: беглецы пытаются таким образом заслужить уважение, показать, что они взрослеют. Иногда побеги совершаются с целью демонстративного протеста, поэтому ребята часто прячутся в тех местах, где их легко можно найти. Существует еще один вид – импунитивный: дети чувствуют безнаказанность, не могут оценить последствия своего побега.
Место, где понимают
Оксана Шульга подчеркивает: всем детям нужен дом, в котором они чувствуют себя в безопасности. Это своего рода убежище, где можно укрыться, расслабиться, восстановиться. В школе к учащимся предъявляют много требований («ты должен быть успешным, послушным, дисциплинированным, усидчивым, старательным, хорошим другом» и т.д.), и не каждый справляется с такими социальными ролями. Поэтому для ребенка так важно иметь место, где бы он был самим собой.
– Кроме того, между родителями и детьми должно существовать доверие, – продолжает психолог. – Открытые отношения позволяют прогнозировать появление конфликтов, которые являются естественной составляющей семейной жизни, вовремя обсуждать их и искать пути решения проблем. Родителям необходимо учиться не критиковать ребенка, не осуждать его, не оценивать и не сравнивать, а быть чувствительными к его потребностям и желаниям, переживаниям и планам.
Следует давать детям возможность выражать свои чувства, причем не только позитивные. Ребенок должен ощущать поддержку и знать, что ему помогут в сложной ситуации. Поверьте, их у несовершеннолетних не меньше, чем у взрослых. К тому же у старшего поколения уже есть некоторые жизненные опоры, которые дают силы и уверенность в себе (образование, работы, финансы, друзья, собственные мысли и ценности), а у ребенка все этого еще нет. То, насколько сын или дочь будут успешны, во многом зависит от родителей. От их гибкости, внимательности, компетентности. Для того чтобы решить проблемы в семье, прежде всего должны измениться взрослые.
Елена КАЯЧ