test gtag

Без малого 20 лет в Бресте работает инклюзивная мастерская, где создают уникальную керамическую посуду

Почти 20 лет назад в Бресте появилось особенное производство, на котором трудятся люди с особенностями. Посуда, которую они делают, тоже особенная. Причем, не столько из-за технологии изготовления, а благодаря тому, что в нее вложена душа. Рассказываем, как родилась и чем живет инклюзивная мастерская.


«Турслеты – хорошо, но работа важнее»

В «стремные» 90-е брестчанин Василий Борисов, как и многие белорусы, искал применение своим силам, видя себя в бизнесе, однако это не значило, что он заведет палатку на рынке и будет торговать. Выбор был сделал в пользу развития внутреннего туризма. На Белом озере – красивейшем месте Брестского района, построил базу отдыха и принимал у себя уставших от городской суеты людей. Однажды прочел об инвалидах, отправившихся на велопробег длиною в 600 км и восхитился силой духа этих людей. В одном из участников пробега разглядел человека, вместе с которым учился в университете. Оказалось, Иван Шмыга потерял ногу… Василий решил пригласить погостить этих не сломленных жизненными обстоятельствами парней и девушек. Небольшая группа людей с инвалидностью провела на базе отдыха 10 активных дней, а когда прощались, один из гостей даже не с грустью, а с душевным надрывом выпалил: «Вы нас вытащили в прямом смысле из-за печки, показали, что и инвалиды могут вести активный образ жизни. Если и дальше не будете заниматься этим, то грош цена тому, что сделали».

– Так родилась программа активной реабилитации инвалидов, – рассказывает о дальнейших событиях собеседник. – Но однажды снова прозвучали пророческие слова из уст человека с ограниченными возможностями. Он сказал, что велопоходы, турслеты, конечно, хорошо, но работа нужнее и важнее. И я снова задумался. А тут как раз подвернулась поездка в Уэльс.

На дворе стоял 1999 год. Тогда большинство считало: раз больной – сиди дома. И они сидели, без профессии, без возможности найти работу. В одном из колледжей Великобритании Василий и Иван увидели совсем другое. Прямо на территории учебного заведения для детей с инвалидностью были магазины, рестораны, мастерские. И там работали особенные ребята. Именно в Уэльсе Василий Васильевич открыл для себя гончарное дело. Он сразу смекнул, что оно подойдет для его новых друзей. И в обратную дорогу чемоданы двух путников были набиты гипсовыми формами. Таможенники не скрывали своего удивления.

День рождения предприятия

Прежде чем появилось социальное предприятие, прошли годы. «КерамАРТ» родился в 2005 году. Начали с сувениров. Разные тарелочки, статуэточки, магнитики «пошли», ведь Брест – город туристический, к тому же, приграничный, каждый приехавший обязательно что-то увозит на память. Более того, инклюзивная мастерская быстро завоевала авторитет и за пределами страны. Стараниями неравнодушного Борисова, искавшего разными путями точки сбыта, брестская керамика, сделанная руками людей с особенностями, попала и за рубеж.

– Должен сказать спасибо городским властям, Александру Рогачуку, бывшему тогда мэром Бреста, а сейчас возглавляющему областное объединение профсоюзов. Нам помогали очень активно, – отмечает Василий Борисов.

Тогда удалось выйти на немецкий Равенсбург, являющийся побратимом Бреста, где проходил ежегодный городской фестиваль. Туда поставляли копилки, которые необходимо разбить, чтобы извлечь собранные деньги. Следовательно, каждый год нужно приобретать новую, что было выгодно для брестских керамистов.

Казалось, жизнь наладилась. Но тут грянула пандемия, а вслед за ней санкции. Проект чуть было не приказал долго жить, из 10 работников осталось трое. Если бы не упорство и настойчивость Василия Борисова, неизвестно, что было бы, ведь сувениры оказались не нужными.  Василий Васильевич в очередной раз нашел выход, сделав ставку на керамическую посуду – уникальную, авторскую. Идея воплотилась в жизнь. Производство живо. В планах – обзавестись своим интернет-магазином. Средства на это есть – недавно выиграли грант. А пока в небольшой мастерской кипит работа. Тройка самых надежных и верных предприятию работников – Миша, Паша и Вика, делают посуду, которой приятно пользоваться.

Мир живых чаш

Керамика – это целый мир: разветвление стилей и технологий обжига, составов, палитр. Залюбовавшись фантастическими оттенками, лично я потерялась в мире эстетического… несовершенства. Да-да, именно несовершенства: неравномерная толщина стенок, асимметрия, пятна, прожилки. Только не подумайте, что изделия таковы из-за особенных работников. Нет, все иначе. В инклюзивной гончарной мастерской работают в японской технике раку. Способ сложный и необычный до такой степени, что невозможно создать 2 одинаковых предмета. Раку – мир не застывшей, а живой керамики.

Философия поддержки

– Никаких «соплей», когда будете писать, – предупредил основатель и руководитель инклюзивной мастерской Василий Борисов. – Наших ребят жалеть не надо, помогать – пожалуйста, но не конфетами ко дню инвалидов, хотя и от конфет они не откажутся, но лучше покупайте продукцию.

У инклюзивной мастерской есть и оптовые заказчики. Приобретя однажды керамику именно здесь, компании и индивидуальные покупатели остаются ей верны, почувствовав тепло, которое излучает посуда, сделанная человеческими руками, а не равнодушным станком.

Миша, Паша и Вика

Пытаюсь пообщаться с ребятами-керамистами. Скажем, Миша и Паша в мастерской порядка 10 лет. Обоим процесс изготовления керамической посуды явно нравится, но особо распространяться ни о себе, ни о своем ремесле не хотят. Вика – третий человек, работающий здесь, остальные семеро во время пандемии засели по домам и не вернулись. Четвертый и главный человек в мастерской – это сам Борисов.

– На счет главного человека в мастерской вы явно преувеличиваете. У нас демократическое управление, прислушиваемся к мнению каждого. Этот принцип мы когда-то почерпнули в Швеции, как и множество других. К примеру, наш лозунг: главное не прибыль, а учет потребностей каждого. И каждый должен работать на 100% от своих возможностей, – рассказывает Василий Борисов.

К слову, следуя последнему постулату, ребята не хотели брать обратно на работу Вику, которая, поработав в мастерской некоторое время, ушла. Родила ребенка, попробовала устроиться в другие организации, а потом все же решила вернуться. Ребята встали на дыбы – не хотим, но все же с оговорками согласились принять обратно. И Виктория доказала, что стала другой, что способна вписаться в команду.

Летняя школа керамики

Летняя школа керамики – еще одна инициатива Василия Борисова, решившего, коль уж начертано ему заниматься чужими судьбами, то делать это надо с ориентацией на практику. Каждое лето на Белом озере собираются люди с ограниченными возможностями, чтобы продемонстрировать себе и другим, что их возможности вообще-то неограниченные.

– Учим всех желающих работать с глиной, в первую очередь, людей с инвалидностью, чтобы у них был хоть какой-то навык. В этом году летняя школа будет работать с 21 по 31 июля, так что добро пожаловать всем, кто мечтает стать керамистом, обязательно научим. Уже установили дровяную печь, и по-иному будем подходить к изготовлению керамики. Печь вообще соавтор керамиста. Заранее нельзя знать, какой оттенок приобретет изделие в печи, поэтому ей отводится главная роль в процессе изготовления продукции.

В летней школе прошли обучение немало людей с инвалидностью, к сожалению, не у всех потом есть возможность заниматься керамикой, но некоторые все же применяют полученные кавыки. Анна Бахур из Ивацевичей уже много лет посещает летнюю школу. В числе «первопроходцев» Николай Сидорчук из Пинска, Юрий Семенович из Барановичей. Навык всем пригодился. Все они благодарны судьбе, что встретили на своем пути Василия Борисова – человека, без которого их жизни были бы тусклыми.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото автора