Большая часть коррупционных преступлений в Беларуси совершается в сфере транспорта
Для сравнения: за аналогичный период 2017 года в Беларуси признали коррупционными 311 дел. Как уточнили в пресс-службе Генпрокуратуры, количество подобных преступлений удвоилось за счет активности правоохранительных органов и раскрытия групповых уголовных дел: «К примеру, работник Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций осужден за 59 эпизодов получения взяток по статье 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь».
Почти в 4 раза по сравнению с 2017 годом возросло число взяток в рамках коррупционных преступлений (с 86 за январь–март 2017 года до 294 за аналогичный период 2018 года). Участились также случаи хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотребления властью, превышения служебных полномочий, а также бездействия должностных лиц.
«Коррупционные риски отмечаются при использовании бюджетных средств для государственных закупок товаров, работ, услуг, а также закупок за счет собственных средств, при выполнении государственных программ. Зафиксированы случаи, когда должностные лица органов местного управления и самоуправления и иных государственных органов похищали товарно-материальные ценности, привлекали сотрудников и служебную технику к работам в личных целях», – пояснили в Генпрокуратуре.
Напомним, в начале мая в Следственном комитете Беларуси сообщили о задержании одного из руководителей Могилевского автомобильного завода имени С.М. Кирова по статье 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями). Изготавливая подложные товарно-транспортные накладные, он вместе с подельником перевел за якобы поставленный товар свыше 50 тыс. белорусских рублей.
Всего за 3 месяца к ответственности по части коррупционных преступлений привлекли 264 должностных лица. Общий ущерб государству составил 7,289 млн рублей, или 3,6 млн долларов. Из этой суммы преступники возместили только 2,726 млн рублей.
Если в минувшем году большая часть коррупционных преступлений фиксировалась в сфере государственного управления и торговли (76 и 48 преступлений соответственно за период с января по март 2017 года), то в нынешнем «лидирует» транспортная сфера (157 преступлений против 3 в 2017 году). По-прежнему коррупционными остаются сфера госуправления (92 преступления) и промышленность (80 преступлений). По сравнению с прошлым годом значительно возросло количество коррупционных преступлений в организациях здравоохранения (78 преступлений в 2018-м и 3 – в 2017-м).
Доля коррупционных преступлений из года в год составляет порядка 1,5–2% от общего числа. Причем эксперты Генеральной прокуратуры убеждают в положительной тенденции в раскрытии подобных дел. Так, за последние 5 лет коррупционная преступность уменьшилась на 44%, а за 10 лет – более чем наполовину.
Диана ФИЛИМОНОВА