Брест готов стать первым в Беларуси «умным» городом
Моделью «умного» города Брест «заболел» еще в прошлом году. Эта концепция интеллектуального, по большей степени цифрового города предусматривает, что жителям здесь будет уютно, экономика станет более чем рациональной, и природа будет жить, а не выживать.
Только представьте себе, что система планирования уличного движения начнет отслеживать и корректировать потоки транспорта – пробки при таком подходе останутся в прошлом, а количество аварий в разы уменьшится. Уличные датчики будут следить за состоянием воздуха и в случае сильного загрязнения тут же дадут знать об этом соответствующим структурам. А, скажем, вернувшись домой, вы сможете корректировать температуру в комнате, включать телевизор, освещение или воду жестами.
Во многих «умных» городах мира это – и не только это – уже давно работает. На сегодняшний день самыми продвинутыми в данном плане считаются Нью-Йорк, шведский Мальме, южнокорейский Сондго и Масдар-Сити в ОАЭ. Бресту до подобных мегаполисов, конечно же, далеко, однако и он активно старается «поумнеть». Так, недавно в городе прошло обсуждение шведской модели «Symbio Citi». Международный консультант по внедрению методики «Устойчивый умный город» Луиджи Сиполла рассказал, что в основе модели – полезное взаимодействие, суммарный эффект от которого превосходит действие сторон поодиночке. «Чем теснее будут сотрудничать все органы городской инфраструктуры, тем качественнее будет жизнь горожан, рациональней экономика, тем лучше удастся сохранить природу», – подчеркнул консультант.
Конкретно в Бресте «Symbio Citi» предполагает развитие рельсового транспорта, модульной квартальной застройки, велошеринга и прочих интеллектуальных «наворотов», которые сделают жизнь горожан комфортнее. Скажем, в плане развития транспортной инфраструктуры первые шаги уже предприняты – внедрена система электронного билета: оплатить проезд можно через приложение в смартфоне. Кроме того, как сообщил директор «Брестгортранса» Алексей Жогал, в городе появятся электронные табло на остановках. В концепции «умного» города предусмотрен приоритет общественного транспорта перед личным, что сделает Брест, помимо всего прочего, более экологичным. С этой же целью предполагается развитие рельсового транспорта. Должен прийтись ко двору и велошеринг – система проката велосипедов, при которой взять двухколесный транспорт можно в одном пункте, а вернуть в другом.
Власти Бреста с интересом рассмотрели и проект так называемой модульной застройки. Идею инициировал БелНИИПградостоительства, предложивший новую организацию жилой среды: дворы без транспорта, но с детским садом и школой. При этом сами дома в обязательном порядке должны быть построены из энергоэффективных материалов, что уменьшит затраты на их отопление. Помимо того, при возведении жилья необходимо учитывать направление ветров, определять солнечную сторону и другие внешние факторы. По такому принципу уже проектируется жилой квартал в микрорайоне Березовка.
В общем, Брест готов стать первым в стране «умным» городом.
Галина СТРОЦКАЯ