Был ли Марк Шагал членом профсоюза?
Союз работников искусств – СОРАБИС – был создан в Витебске ровно 100 лет назад.
– В июне 1919 года состоялся I губернский съезд профессионального Союза работников искусств, в состав которого входило несколько отраслевых профсоюзов творческих деятелей, – рассказывает кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда Александр ЛИСОВ. – В преимущественном большинстве в нем оказались служители музыкального искусства – к ним примкнули не только профессионалы, но и ресторанные певцы, и таперы (аккомпаниаторы во время сеансов немого кино). Кстати, 100 лет назад профсоюза художников как такового не существовало. Живописцы были одновременно ремесленниками, малярами и входили в профессиональный союз строительных рабочих.
– Что давало в то время членство в профсоюзе?
– Профсоюз, как и сегодня, предполагал защиту интересов работников. Плюс ко всему в послереволюционные годы он пытался выполнять роль распределителя заказов: члены профсоюза могли претендовать на получение более выгодной работы, а музыканты, к примеру, без специального разрешения организации вообще не могли осуществлять профессиональную деятельность. Еще профсоюзы организовывали различные мероприятия. Государство выделяло деньги, а они решали, кого пригласить.
Художников СОРАБИС поддерживал, гасил возникающие конфликты, правда, на определенном этапе сыграл и негативную роль в судьбе Витебской художественной школы. Что же произошло?
Местная консерватория постоянно меняла место «прописки», переезжая из одного здания в другое. Был даже момент, когда крупные музыкальные инструменты (рояли) с целью сохранности временно «переехали» в дома преподавателей. Там же проходили и занятия. А Шагаловское училище размещалось в национализированном доме купца 1-й гильдии Израиля Вишняка, художники даже умудрялись там жить. В 1922 году Казимир Малевич со своими учениками и последователями покинул Витебск – уехал в Петроград, и училище оказалось в слабом положении. Этим и воспользовалась дирекция консерватории, подселившись на первом этаже городской усадьбы и через год замахнувшись на другие помещения дома. В итоге училище вынуждено было покинуть просторную усадьбу и переехать в здание старой синагоги. И профсоюз, где музыканты составляли большинство, сыграл в этом решающую роль.
– Но ведь были и положительные примеры, наверное?
– Разумеется. В этом плане показателен эпизод, связанный с Комитетом по борьбе с безработицей (Комборбез), который возник в 1917 году по инициативе городской думы и профсоюзов. Празднование второй годовщины комитета стало первой акцией, которую провели в Витебске Казимир Малевич и его сторонники-супрематисты. Профсоюзные структуры инициировали и сам праздник, и украшение города, обратившись за помощью к супрематистам, а не ремесленникам и традиционным художникам. Результат этой акции – появление авангардного художественного объединения «Утвердители нового искусства» (УНОВИС).
– Марк Шагал тоже был членом профсоюза?
– На этот вопрос нет точного ответа, но лично мне мысль о членстве Шагала в профсоюзе строительных рабочих кажется невероятной. СОРАБИС возник летом 1919 года, а уполномоченным по делам искусств Шагал стал в сентябре 1918-го. Возглавив подотдел искусств, он первым делом попытался добиться распределения всех заказов именно через это ведомство, и у него получилось – зимой 1919 года городской совет издал соответствующее постановление. То есть в этом интересы СОРАБИСа и Марка Шагала пересекались. Кроме того, Шагал был авторитетным художником, его знали в Европе, и по этой причине, возможно, он не видел необходимости искать опору для себя в профессиональном союзе.
– А кто из ярких личностей был членом СОРАБИСа?
– К примеру, Альфред Цшохера, получивший мандат уполномоченного Наркомпроса от музыкального отдела. Он происходил из так называемых Васильевостровских немцев Петрограда, работал в музыкальном отделе Наркомпроса. В Витебск семейство Цшохеров бежало от голода. Альфред преподавал в консерватории и активно участвовал в профсоюзном движении. Он был образованным человеком, учился в Петербурге, потом в Германии; воспитывался на музыкальной европейской культуре, с вниманием относился к художественным экспериментам. И как профсоюзный активист сделал для Витебска немало хорошего.
Виктория ДАШКЕВИЧ