Центр улыбок: как детям с инвалидностью помогают воплотить мечты
Накануне Международного дня защиты детей портал 1prof.by побывал там, где дарят счастливое детство и разрушают стереотипы.
Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Минтруда и соцзащиты начал работу в 2000 году. Сегодня это учреждение международного уровня по медицинской и социально-педагогической реабилитации, с территорией безбарьерной среды более 10 тыс. квадратных метров. Он в полной мере решает задачи социализации ребенка с ограничениями.
Сюда со всей республики приезжают дети от 3 до 18 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата в следствие заболевания нервной и костно-мышечной систем, травмы, врожденной патологии.
«Наше отличие в том, что мы комплексно подходим к расписанию программы реабилитации, – рассказывает директор центра Людмила Кондрашова. – В течение нескольких последних месяцев в нашем центре одного ребенка принимают и решают, что надо включить в программу его реабилитации, сразу 5 специалистов – невролог, ортопед, психолог, дефектолог и воспитатель. Это и есть мультидисциплинарный подход».
Здесь не просто лечат, а учат учиться. И когда в 18 лет ребенок «выпускается», сотрудники четко понимают, куда он пойдет дальше, как социализируется и какую профессию получит в будущем.
Сама Людмила Николаевна признается, что их учреждение – центр улыбок, счастья и детства. Когда дети попадают сюда впервые, они боятся. А многие родители спрашивают: что такого здесь могут предложить, чего мы еще не видели? Оказывается, могут. Ведь реабилитация – это не только ЛФК и массаж. «У людей сложился стереотип, будто дети с ограниченными возможностями должны быть несчастными. Но те, кто хоть раз побывал в центре, так не считают», – добавляет Людмила Кондрашова.
Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов взаимодействует с органами власти, бизнес-сообществами, волонтерами, общественными организациями и профсоюзами. Белорусский профсоюз работников государственных и других учреждений активно участвует в жизни детей. Представители его организаций перечисляют деньги. Люди приходят и помогают, создают волонтерские группы.
Сохранять баланс
В центре несколько вариантов пребывания: для жителей Минска и близлежащих населенных пунктов – дневное, для остальных возможно и круглосуточное. К слову, вместе с малышами от 3 до 6 лет здесь же находятся их родители.
В течение дня для каждого ребенка расписаны медицинские процедуры и приемы социально-педагогической реабилитации. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата важны занятия по лечебной физкультуре. Для тех, кто не может ни сидеть, ни стоять, применяют Бобат-терапию. Она заключается в том, что ребенок как бы проходит все стадии развития человека – от умения держать голову до ходьбы.
«Детям очень нравится балансировочная платформа. Ребенок пытается найти равновесие и одновременно играет в компьютерную игру. Причем в памяти устройства остаются данные по каждому, и можно проследить, как улучшается ситуация», – поясняет инструктор-методист Елена Шибко.
При нарушениях опорно-двигательного аппарата важно также нормализовать мышечный тонус. Инструктор по массажу Айсель Исламова рассказывает, что для детей с повышенным тонусом подходит расслабляющий массаж, а с пониженным – более интенсивный. На проработку каждой зоны отводится определенное время. К примеру, на спину – 20 минут, на ноги – 30 минут.
Бальнеологическая терапия в центре представлена такими процедурами, как сеансы в общей жемчужной ванне и для верхних конечностей, подводный душ-массаж. Разрабатывать движения в конечностях и расслаблять мышцы помогает бассейн. Плюс ребенок параллельно обучается плаванию.
В перерывах и после лечения и реабилитации дети могут посещать игровую с настольными играми или сенсорную комнату, интерьер которой помогает активировать чувственное восприятие, познавать окружающий мир через эмоциональный компонент.
Учиться слушать
Одна из новых методик, внедренных в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов, – Томатис-терапия. Администрация приобрела два таких устройства, а двое специалистов обучились в Москве этой технике. Она заключается в нейросенсорной слуховой стимуляции: ребенку надевают наушники, в которых находится высокопроводной динамик, воздействующий на теменную область, – и информация сразу попадает во внутреннее ухо. Она быстрее обрабатывается в головном мозге, что позволяет научить ребенка правильно слушать.
Даник сейчас проходит первый курс Томатис-терапии. У него тяжелая 4-я степень утраты здоровья. Но, как сказала мама Наталья, уже в первые дни после процедур мальчик заметно расслабился, успокоился. Для таких детей важно расслабляться. «А на днях он впервые назвал своего дядю по имени – Дима. Причем сказал это очень красиво и четко», – радуется женщина успехам сына.
С речью детей в центре работают дефектологи. Причем они совмещают в себе функции как логопеда, так и олигофренопедагога. Среди методик – логопедический массаж по методике Дьяковой, логоритмические минутки и другие приемы. «Когда «тяжелый» ребенок просто улыбнулся – это уже результат. Значит, с ним установлен контакт», – поясняет учитель-дефектолог Инесса Радевич.
Творческие возможности
Еще одна важная составляющая реабилитации – творчество. В центре доступны различные его виды: рисование, бисероплетение, декупаж, пэчворк и т. д. «Для некоторых ребят держать в руках ножницы и резать – уже достижение. А есть такие, кто делает работы даже лучше меня, – рассказывает инструктор по трудовой терапии Диана Давидова. – Исходя из этого, выбираем занятия. Но цель одна – помочь, поддержать, найти возможности, чтобы дети развивались».
В процессе труда и творчества ребенок лечится. К примеру, развивать мелкую моторику помогает работа с крупами и валяние. Можно даже просто подержать шерсть в руках – это принесет приятные тактильные ощущения. Безусловно, не у всех сразу получается валять хорошо, а иголка колет пальцы. Но это заставляет внимательнее относиться к технике.
Театральную терапию в реабилитационном центре проводит заслуженная артистка Беларуси Лариса Горцева. «Приходят ребята закомплексованные, боятся выйти на сцену и что-нибудь сказать. Начинаем с малого и постепенно учим их красиво разговаривать, вести себя. Уверена, что любой ребенок талантлив, но надо раскрыть его индивидуальность», – отмечает Лариса Николаевна.
В «артисты» берут всех, кто хочет. Для каждого придумывают роль, подбирают костюмы. Репертуар у местного театра разнообразный – от детских сказок до серьезных произведений.
Кстати, в актовом зале, где проходят репетиции театрального кружка, есть потайное помещение. Здесь находится храм иконы Жировичской Божьей Матери. «Каждый из нас иногда оказывается в тупиковой ситуации, когда не может найти выход и ответить на вопрос: за что? Именно его часто задают наши дети. И храм как раз то место, где можно получить ответ на этот вопрос. Или же просто прийти, побыть одному, поплакать», – говорит Людмила Кондрашова.
Дарить сердца и любовь
Важное признание работы реабилитационного центра – благодарность матерей. А самые трогательные моменты, по словам директора, когда дети начинают самостоятельно ходить. Они в прямом смысле делают шаги к достижению своей мечты. «Вот приезжают мама или бабушка и рассказывают, что их ребенок в 4 года впервые пошел. По траве, босиком. И говорят, что это такое счастье! В прошлом году на наших глазах 8 детей встали и пошли. И даже если сразу не очень получается, они будут стараться», – рассказывает Людмила Николаевна и обращает внимание, что нет золотой таблетки, которая способна вылечить детей. Но у сотрудников центра есть другое «лекарство» – сердца и любовь, которые они ежедневно дарят каждому воспитаннику.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Фото автора