Чаще всего белоруски сталкиваются с психологическим насилием
«В мире в среднем 35% женщин сталкивались с насилием. И это без учета тех, кто подвергается сексуальным домогательствам на рабочих местах. Расходы, связанные с насилием в отношении женщин, могут составлять 2% от глобального ВВП, что эквивалентно 1,5 трлн долларов. К примеру, столько составляет ВВП Канады в год», – отметила постоянный координатор ООН в Беларуси Иоанна Казана-Вишневецкий.
25 ноября в мире ежегодно стартует кампания Генерального секретаря ООН «СООБЩА» (UNiTE) по борьбе с насилием в отношении женщин и девочек. Цель ее активизировать усилия гражданского общества, правительства и учреждений системы ООН по искоренению этой проблемы. В нынешнем году данная кампания проходит под лозунгом «Окрась мир в оранжевый цвет» с хештегом #HearMeToo.
В Беларуси она традиционно поддерживается агентствами ООН, общественными организациями и госструктурами, ведущими активную деятельность в сфере предупреждения насилия в отношении женщин и девочек, домашнего насилия.
Что говорят цифры?
В связи с запуском глобальной кампании «16 дней активизма против насилия в отношении женщин», которая продлится до 10 декабря, в Минске эксперты обсудили основные тенденции в решении данной проблемы.
Весной 2018 года Институт социологии НАН Беларуси по проекту «Укрепление национального потенциала в сфере противодействия гендерному насилию (с акцентом на насилие в семье) в Республике Беларусь» по заказу ЮНФПА провел исследование. Участие в нем приняли более 1,5 тыс. белорусок от 15 до 59 лет. Учитывались взаимоотношения внутри партнерства, когда мужчина и женщина проживают вместе и ведут общее домашнее хозяйство, и вне его.
Как показали результаты опроса, почти каждая вторая женщина сталкивалась с психологическим насилием со стороны партнера. Самым распространенным видом в данном случае было оскорбление или навязывание плохого самомнения (36%). Также партнер мог принижать достоинство или унижать в присутствии других, намеренно запугивать, на словах угрожать причинить вред. Более трети всех женщин подвергались контролирующему поведению.
Физическое насилие оказалось знакомо более 28% опрошенных женщин. Партнер толкал или дергал их за волосы, давал пощечины, избивал, пинал, бросал какие-либо предметы и т.д. Кстати, почти в 70% случаев свидетелями таких «отношений» становились дети.
«Экономическому насилию подвергались 16,3% женщин. Оно может проявляться в виде запрета на трудоустройство, отнимания заработанных денег или отказа в средствах на ведение домашнего хозяйства. Чаще его жертвами становятся жительницы городов», – рассказала доцент кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования БГЭУ Ирина Лашук.
Почти 17% женщин заявили, что когда-либо подвергались сексуальному насилию, в том числе 7% – со стороны партнера. Причем 70% переживших его имеют детей. Основной возраст жертв – от 25 до 44 лет.
Примерно 12% опрошенных белорусок испытывали в жизни все виды насилия одновременно.
Статья расходов
С 2003 года ООН призвало страны оценивать не только масштабы проблемы, но и расходы, которые несут государство и жертвы на преодоление негативных последствий.
«Ежегодные расходы варьируются в зависимости от стран. К примеру, в США и Канаде речь идет о миллиардах долларов. В Европе показатели начинаются с нескольких десятков миллионов евро до 100 млн евро в Финляндии, – отметила кандидат экономических наук, национальный эксперт Анастасия Боброва. – Но единой методологии определения этих расходов до сих пор не существует. И при подсчете необходимо учитывать специфику каждой конкретной страны».
В Беларуси расходы государственного сектора оценивались по 3 основным составляющим: охрана правопорядка (реагирование на насилие в семье, использование автомобиля для выезда на место, содержание нарушителей в специальных учреждениях), здравоохранение (стационарное и амбулаторное лечение заболеваний, выезды на оказание экстренной медпомощи), социальное обслуживание (временный приют, консультационно-информационные социально-психологические, социально-посреднические услуги). Также учитывались траты на оказание помощи жертвам насилия общественными организациями.
«Общая сумма, которую мы смогли посчитать, составила 77,7 млн рублей, или почти 40 млн долларов в 2016 году. Самым затратным при этом вышло здравоохранение. В первую очередь за счет многочисленных выездов скорой помощи. Но это далеко не полная картина, так как оценить все затраты нереально», – заключила Анастасия Боброва.
Совместными усилиями
Как отметила Иоанна Казана-Вишневецкий, за последние годы в Беларуси при участии отраслевых министерств, местных органов власти и гражданского общества создан многосекторальный механизм для оказания помощи тем, кто столкнулся с домашним насилием. Активными участниками становятся общественные организации.
По данным МВД, только в 2018 году в результате убийств и умышленного причинения тяжких телесных повреждений признаны потерпевшими 115 женщин, 41 из них погибла. Кроме того, абсолютное большинство пострадавших от рук близких при совершении административных правонарушений (а их в текущем году зафиксировано свыше 41 тыс.) также женщины.
«Виновные во всех этих деяниях должны нести ответственность. Сегодня мы используем весь комплекс предупредительных, а при необходимости и принудительных мер воздействия – от проведения профилактических бесед до профилактического учета, в том числе с применением защитных предписаний. Последние, к слову, в 2018 году получили более чем 5 500 агрессоров. Причем в большинстве случаев их удаляли из общего с пострадавшей стороной жилища», – рассказал начальник ГУОПП МОБ МВД Роман Мельник.
Для повышения доступности услуги временного приюта жертв домашнего насилия Министерство труда и социальной защиты создало в республике сеть кризисных комнат. В настоящее время функционируют 132 таких убежища практически во всех районах страны. Общее количество мест пребывания в них составляет 349, в том числе 140 – для детей. В 2017 году в кризисных комнатах проживало 573 человека, в том числе 374 пострадавших от насилия в семье. Из них 86% – женщины и дети.
«Мы работаем над упрощением процедуры заселения в кризисные комнаты. Ведь подобные ситуации требуют немедленного реагирования. Так, в настоящее время получить временный приют можно по месту обращения. При этом не важно, где человек проживает или зарегистрирован. Еще один момент – заселиться в кризисную комнату можно даже без документов, удостоверяющих личность», – уточнила главный специалист управления народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты Елена Комлик.
Что касается общественных организаций, то с 2012 года на базе МОО «Гендерные перспективы» работает общенациональная «горячая линия» для пострадавших от домашнего насилия. На сегодня туда поступило практически 12 тыс. звонков. «Большинство обращений, конечно, от женщин. Мужчины в основном звонят оправдаться за те действия, которые совершают», – пояснила председатель правления МОО «Гендерные перспективы» Ирина Альховка.
Кстати, как показывает практика, примерно в половине случаев факты домашнего насилия не зависят от того, страдает ли агрессор алкогольной или наркотической зависимостью. Обеспокоенность вызывает и то, что каждая 5-я жертва подвергается насилию со стороны бывшего супруга.
Также при общественных организациях действуют временные специализированные приюты. За 5 лет работы там оказали помощь 400 женщинам и детям. Ведется работа и с самими агрессорами. В Беларуси создана Национальная модель работы с мужчинами, которые применяют насилие. По оценкам экспертов, эффективность таких программ составляет до 80%. Но только в тех случаях, если мужчины полностью их проходят.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Фото автора и из открытых интернет-источников