Читайте этикетки и берите чек: правила безопасных покупок от МАРТ
Министерство антимонопольного регулирования и торговли дало рекомендации потребителям по вопросам покупки продовольственных товаров.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли опубликовало на своем официальном сайте памятку потребителю при покупке продовольственных товаров.
В документе ведомство акцентировало внимание на то, что при выборе продуктов потребители должны быть предельно внимательными. В частности, обязательно читать информацию о товаре, которая размещена на этикетке, упаковке, листке-вкладыше, ярлыке, клейме, штампе или ценнике.
– Маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легко читаемой, достоверной. А сами надписи, знаки и символы, на который нанесена маркировка, контрастными фону, для более комфортного прочтения, – отметили в МАРТ.
В министерстве также порекомендовали всегда брать кассовый чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара. Так как без них предъявить претензию по некачественному товару будет сложнее.
– Доказать свою правоту без чека можно, если на упаковке товара есть сведения о его продавце. Однако и это может создать дополнительные трудности, – предупредили в МАРТ.
Кассовый чек, кстати, обязаны выдавать все продавцы без исключения, в том числе индивидуальные предприниматели на рынках.
Что касается возврата и обмена пищевых продуктов, то принести обратно в магазин можно только некачественную пищевую продукцию, хорошие продукты продавец принимать не обязан.
– Если товар испорчен, потребитель вправе потребовать его замены на качественный товар, либо возврата уплаченной стоимости, – объяснили в МАРТ. – Сделать это можно в течение срока годности товара. Вернуть некачественный продукт можно даже если он был приобретен со скидкой.
Согласно закону, пищевые продукты признаются некачественными и не могут реализовываться, если они не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не имеют установленных сроков годности или они уже истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные техническими нормативными документами.
При покупке продукции ненадлежащего качества потребителю необходимо обратиться к продавцу товара, заявив одно из вышеуказанных требований. Продавец обязан принять товар у покупателя и проверить его качество. При возникновении спора с покупателем о недоброкачественности товара и причинах ее возникновения продавец обязан в течение 14 дней провести экспертизу.
– Экспертиза проводится независимыми специалистами, имеющими разрешение на такого рода исследования. Ее стоимость оплачивается продавцом. Если в результате экспертизы качества продукции установлена вина потребителя, он обязан возместить продавцу расходы на ее проведение, а также расходы на транспортировку товара, – рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
По словам специалистов ведомства, потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы лично или через своего представителя, оспорить в судебном порядке выданное заключение, а также провести экспертизу товара за свой счет.
– Обоснованные требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно, максимальный срок – 7 дней, при необходимости проведения экспертизы максимальный срок составляет 14 дней. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 7 дней со дня подтверждения потребителем их размера. – отметили в МАРТ.
За нарушение указанных сроков продавец должен будет уплатить потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
Если же в установленные законодательством сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не ответил или не удовлетворил требование, потребитель вправе обратиться с представлением подтверждающих документов или их копий в госорган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей, в суд (с исковым заявлением за защитой нарушенных прав).
Фото Александра ПОБАТА