Что объединяет водителя трамвая, фельдшера и экскурсовода?
По инициативе Минского городского объединения профсоюзов с 2004 года в городе проводится конкурс профессионального мастерства «Минский мастер».
От диагностики до помощи
Снизить давление, снять боль в груди и даже принять роды – фельдшеру выездной бригады 10-й подстанции станции скорой медпомощи Татьяне Петрушиной нужно действовать быстро и четко на каждом вызове. В этот момент здоровье, а порой и жизнь человека – в ее руках.
Помогать людям, когда им плохо и больно, она хотела с самого детства. К классу восьмому точно знала: станет медиком. Девушка с отличием окончила Минский медколледж и пришла на 10-ю подстанцию. Здесь она уже 2 года.
– Самое сложное в нашем деле – диагностика. И хотя в арсенале каждой бригады есть необходимое оборудование – аппарат ЭКГ, пульсоксиметр, глюкометр, без опыта и багажа знаний никуда. Тем более, когда речь идет об экстренных ситуациях, – говорит Татьяна Петрушина.
Конкурс «Минский мастер» оказался для нее той самой площадкой, где можно было еще раз проверить свои знания и навыки. Участникам предлагалось ответить на 100 теоретических вопросов, а еще – остановить кровь, сделать инъекции, выполнить транспортную иммобилизацию, сердечно-легочную реанимацию. И все это – на время. Татьяна признается: испытания заставили ее понервничать. На соревнованиях это можно себе позволить, а вот в реальной жизни эмоции надо уметь отключать.
– В момент оказания помощи медику важно быть максимально собранным и даже отстраненным. Многие ошибочно принимают это за холодность и бесчувственность. Но чтобы правильно поставить диагноз, я должна абстрагироваться, не проживать ситуацию пациента, а быть как бы над ней, – поясняет Татьяна.
При этом все волнения, говорит, с лихвой окупаются благодарностью в глазах человека, пониманием того, что ты сумел помочь ему.
Сейчас медик старается как можно сильнее погрузиться в профессию. Поэтому попросилась быть первым фельдшером в бригаде и задумывается о том, чтобы продолжить обучение. Рассказывает, что в будущем хотела бы реализовать себя в хирургии. Коллеги и знакомые не сомневаются: и эта высота обязательно ей покорится.
Лучшее, конечно, впереди
Водителем троллейбуса Сергей Чирец стал почти случайно, а вот победителем конкурса профмастерства «Минский мастер – 2023» по этой профессии – вполне закономерно.
Он отучился в Добрушском ПТУ на электромонтера по обслуживанию электрооборудования и после армии устроился на торфобрикетный завод. Возможно, и сегодня был бы там электриком, если бы не… любовь. В Минск по распределению поехала работать любимая девушка Татьяна, и Сергей, не раздумывая, отправился за ней. Предложение освоить новую профессию в троллейбусном парке № 2 (ныне – филиал «Транспортный парк № 2» государственного предприятия «Минсктранс») пришлось как нельзя кстати. Тем более водить Сергей любил с детства: еще дед учил его ездить на старой «копейке».
Три года занятий, месяц учебной практики, еще один – с инструкторами и пассажирами, и – первый самостоятельный рейс. Поначалу, признается, было очень волнительно. Зато сейчас по-другому свою жизнь уже не представляет.
Троллейбус Сергея Чиреца с бортовым номером 2505 курсирует по шести маршрутам. Вместе с ним работают также водители Вячеслав Боровский и Иван Вабищевич. Эта бригада не раз признавалась лучшей в своем парке. Поэтому логично, что честь представлять предприятие на конкурсе «Минский мастер» выпала одному из них. Подобные состязания для героев публикации – не редкость. Испытания, где проверяются навыки вождения и знание правил дорожного движения, Сергей Чирец всегда воспринимает как возможность самосовершенствования. А очередная победа стала приятным фактом признания его профессиональных качеств. Кстати, благодаря им самое сложное для водителей время – час пик – наш собеседник называет своим любимым.
– Это время максимального движения и собранности. Сперва ты завозишь людей на работу, потом – домой. Порой уже знаешь, кто в какое время должен сесть, где выйти. Это удивительным образом объединяет с незнакомцами, ты словно становишься частью их жизни, – говорит он.
Вот так и сложилось, что в столице Сергей обрел и новую профессию, и семью. На вопрос, с чего начинает свой день, минский мастер с улыбкой отвечает:
– С хорошего настроения. С первой смены за рулем. С ощущения, что ты просыпаешься первым, едешь по сонным улицам любимого города, будишь его, и все самое интересное – еще впереди!
История Надежды
Что дамы XIX века записывали в карне-де-баль и какой десерт подавали на званых ужинах аристократов в Минской губернии, интересно рассказывает старший научный сотрудник филиала «Музей «Лошицкая усадьба» Надежда Бусел-Гавриленко. В этом году она стала лучшим экскурсоводом Минска.
Вместе с коллегами Надежда продолжает открывать неизвестные ранее подробности из истории Лошицы и ее владельцев. Предлагает погрузиться в атмосферу балов и музыкальных салонов, на которых собиралась элита общества, и даже выучить несколько модных в ту пору танцев.
– Только обзорных экскурсий сегодня недостаточно, посетителям хочется больше активности, – делится собеседница. – Интерьеры усадебных комнат передают эпоху, однако для того, чтобы наши гости могли глубже проникнуться духом того времени, хочется эти интерьеры оживить, показать в другом формате. У нас есть несколько тематических проектов, когда к экскурсии добавляется живая фортепианная музыка, звучат популярные в ту пору в аристократических кругах произведения, а также проходит мастер-класс по историческим танцам. Мало кто знает, например, что белорусская полька насчитывала 40 видов.
Надежда специализируется на периоде конца XIX – начала XX века, времени последних владельцев Лошицкой усадьбы семьи Любанских.
– Евстафий Любанский был крупным землевладельцем. Вместе с супругой участвовал в благотворительных обществах, спонсировал строительство первого минского велотрека. Слыл человеком предприимчивым и во многом новатором, – рассказывает старший научный сотрудник.
Евстафий Иванович выкупил имение в 1884 году и по желанию супруги превратил усадьбу в культурный центр города. Здесь бывали известные люди, проводились пышные застолья и званые вечера.
– Наш музыкальный салон как раз знакомит с историей и культурой приема гостей, правилами организации балов и этикетом светского общества, – делится Надежда.
Любопытно, что от близости знакомства зависело, где будут принимать гостя. При шапочном дальше первых от вестибюля комнат не приглашали. Впоследствии чем крепче становились отношения, тем дальше гость продвигался по усадебному дому, «доходил» до личных кабинетов или центральной гостиной. В ней же устраивались балы. И такое современное, на наш взгляд, изобретение, как визитная карточка, в XIX веке уже было обязательным атрибутом кавалеров. А дамы расписывали свои танцы в карне-де-баль (бальной книжечке или агенде).
– Все три названия верные, – улыбается специалист. – Всё зависело от того, в какой мастерской аксессуар заказали. А вот вести его нужно было по единым правилам. Заранее дамам разрешалось обещать не более трех танцев. Если же ветреная особа по забывчивости отдавала предпочтение сразу двум кавалерам, извинялась и не танцевала ни с кем.
У Надежды есть и свой авторский проект – экскурсия, рассказывающая о гастрономической культуре владельцев Лошицкой усадьбы и их близких друзей. Информации об этом до наших дней дошло крайне мало. Что подавали к столу во время званых ужинов, в дневниках гостей практически не встречается. Собирать исторические сведения приходится буквально по крупицам. Однако тем и интереснее.
– Брат Ядвиги Любанской Антоний Киневич в своих мемуарах упомянул понравившийся ему в Лошице десерт – персик в мороженом, косточка которого заменялась на смесь миндаля и других орехов, – рассказывает старший научный сотрудник. – Многих это удивляет. Почему-то долгое время считалось, что апельсины, мандарины, персики на столах белорусской аристократии не появлялись. На самом деле не так. Конечно, позволить себе их мог далеко не каждый, тем не менее это было возможно.
В тенистых аллеях Лошицкого парка легко затеряться во времени. И слушать увлеченного экскурсовода, кажется, можно часами. Сколько еще тайн и загадок хранит одно из самых романтичных мест нашей столицы? Надежда Бусел-Гавриленко мечтает найти ответы в исторических источниках. У молодого музейного работника – победительницы конкурса «Минский мастер», все впереди. В своей профессии она только 5 лет.
Анна КОРЯКОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ и Степана ТЮШКЕВИЧА