Что такое «телорез» и почему его не любят мелиораторы
Наш корреспондент побывала на Столинском предприятии мелиоративных систем и узнала о нелегком труде представителей упомянутой выше профессии.
Наш корреспондент побывала на Столинском предприятии мелиоративных систем и узнала о нелегком труде представителей упомянутой выше профессии.
Столинская ПМС является одним из лучших на Брестчине предприятий – с завидным постоянством входит в тройку лидеров. Хотя занимать передовую позицию ему непросто, ведь Столинщина – самый крупный район в стране, следовательно, и объем работ велик. Кроме того, здесь, как и везде на Полесье, много болот и рек, поэтому сохраняется угроза подтопления.
– В нашем районе 64 тыс. гектаров мелиорированных земель, которые требуют постоянного ухода, – рассказывает начальник Столинской ПМС Владимир Гедроец. – Механический подъем воды обеспечивают 45 насосных станций, сейчас они работают круглосуточно.
На протяжении последних трех недель на Брестчину часто обрушиваются ливни. Столинщину уже основательно подтопило: от переизбытка воды страдают подсобные и фермерские хозяйства, земли сельскохозяйственных организаций. Хуже всех пришлось деревням Рубель и Ольшаны, мокро в Могильной. Решить проблему одним махом невозможно – это вам не из кастрюли в кастрюлю воду перелить. Процесс фильтрации земель на торфяниках длится около 7 дней, на суглинках – до 15. То есть излишки воды с полей в районе уберут к середине июня. Аграрии волнуются, ведь от длительного пребывания в переувлажненной почве растения могут погибнуть. А если учесть, что дожди еще не прекратились и в области то и дело объявляют повышенный уровень опасности, то волноваться сельскому хозяйству есть о чем. Впрочем, как и мелиораторам.
За последние годы количество работающих в ПМС сократилась вдвое, сегодня в коллективе насчитывается 109 человек. Владимир Гедроец уточняет: работа предприятия – это не только ликвидация последствий проливных дождей, но и ежедневные эксплуатация и содержание мелиоративных сетей в исправном состоянии (промывка, очистка, покос и многое другое).
– В этом году благодаря бесснежной зиме на Полесье не было весеннего паводка, – замечает наш собеседник. – Но радовались мы преждевременно – летний паводок еще серьезнее. Весной ведь нет пышной растительности, и она не затрудняет работу насосов, а сейчас все хлопотно, затратно, к примеру, на одной из насосных станций мы выловили 500 кубов растительности – примерно 40 тракторных прицепов. Благо есть экскаватор с 15-метровым ковшом, который может успешно «бороться» даже с таким коварным водным растением, как телорез. Это своего рода кактус – быстрорастущий, тяжелый, вручную с ним справиться сложно.
Дожди вскрыли и другие проблемы. Самая серьезная – нехватка машинистов насосных станций. В Белводхозе в свое время решили, что численность этих работников необходимо сократить, так как в благополучное время насосные станции простаивают, и машинистам нечем заняться. Хотя в реальности дела обстоят иначе, ведь нужно обеспечивать сохранность материальных ценностей, поддерживать в порядке территорию станции и мелиоративных каналов. Кроме того, машинисты имеют специальный допуск к работе, случайного человека на замену не возьмешь. И сейчас, когда случился неожиданный паводок, им приходится трудиться практически 24 часа в сутки.
– Понимая сложность работы наших специалистов, мы стараемся платить достойную зарплату, обеспечивать спецодеждой и обувью. На ПМС созданы хорошие бытовые условия, – подчеркивает руководитель предприятия.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото автора