Что в шкафу у криминалиста: от раритетных микроскопов до костей мамонта
До сих пор судебные эксперты и сотрудники смежных структур со всей страны звонят молодечненским коллегам с предложением передать в экспозицию «что-то эдакое».
– Ветеран судебной медицины – начальник сектора судебно-гистологических экспертиз Молодечненского межрайонного отдела Александр Квятковский, например, передал малую берцовую кость мамонта. Несколько десятилетий она пролежала в его кабинете как талисман, скрытый от посторонних глаз в шкафу, – рассказывает основатель комнаты истории, начальник отдела Молодечненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области Юрий Будо.
Он загорелся идеей создания ведомственного музея в 2015 году. С тех пор начал собирать экспонаты: какие-то достались от отца, Георгия Будо – судебного медика с 40-летним стажем, большую часть раритетных предметов помогли найти коллеги из подразделений Минской области.
Начальник отдела медицинских судебных экспертиз Столбцовского межрайонного отдела Евгений Трейстер передал в дар музею печатную машинку отца – легендарного судебного медика, автора множества стихов о судебно-медицинской службе Владимира Трейстера.
– Он был по-настоящему влюблен в профессию и, что важнее, мог влюбить в нее других. Когда я учился в университете, Владимир Ефимович один раз заменил нашего преподавателя по судебной медицине. Этого занятия хватило, чтобы я вдохновился на всю жизнь и понял, что судебная медицина – мое, – вспоминает начальник медицинских судебных экспертиз Молодечненского межрайонного отдела ГКСЭ Николай Раздвижнов.
Век белорусской криминалистики
В комнате истории – в стилизованном кабинете судебного медика – висит старый календарь, остановивший счет дней на 22 апреля: именно в этот день судебные эксперты отмечают свой профессиональный праздник.
История судэкспертизы в Беларуси насчитывает уже более 100 лет. Это доказывают раритетные издания и учебные пособия конца XIX – начала ХХ века, довоенные «Фотокоры», на которые в 1920–1930-е криминалисты фиксировали места происшествий и рукописные заключения экспертов тех времен.
Глядя на фотографии, развешанные по стенам комнаты истории, понимаешь, как непросто было работать специалистам в середине прошлого столетия.
Старый фотоувеличитель.
– Двое судебных медиков на мотоцикле «Ява» объезжали всю округу. Иногда командировка длилась 2–3 дня: везде требовалось их участие, а людей и транспорта не хватало, – рассказывает о буднях судебных экспертов основатель комнаты истории. – По рукописным заключениям можно судить об уровне преступности в то время. Слава богу, что год от года снижается количество тяжких и особо тяжких преступлений – убийств, изнасилований, тяжких телесных повреждений, повлекших смерть. Мы далеко ушли от ужасающей криминальной статистики 1990-х годов, надеюсь, уже никогда к ней не вернемся.
Педантичность как черта характера
По словам Юрия Будо, за всю историю криминалистики алгоритм действий профессионалов практически не поменялся: на местах происшествий по-прежнему изымают вещественные доказательства, описывают детали в протоколе, фиксируют следы всеми доступными способами. Наиболее полный осмотр места происшествия – это 90% успеха расследования.
На фото Юрий Будо (слева) и Николай Раздвижнов.
Конечно, новые технологии значительно упрощают процесс: например, камеры криминалистов, которые делают панорамные снимки охватом 360 градусов, или портативные томографы судебных медиков, сигнализирующие о наличии в теле инородных предметов.
– Чувствительность современных препаратов настолько высока, что даже самые незначительные следы дают полную информацию о геноме человека. Сегодня в судебной экспертизе новая волна расследований – следователи возобновляют работу по делам прошлых лет и повторно направляют вещественные доказательства на экспертизу с применением более совершенных приборов, реагентов, методик, – говорит Юрий Будо.
Раритетный прибор для выявления следов рук парами йода.
Поражают и возможности современной судебной медицины. Эксперты находят истину даже в самых запутанных делах, доказывая, например, что человек умер от ран, полученных 3 дня назад, а не тех, которые были нанесены накануне гибели.
– Об этом случае рассказали молдавские коллеги. Посреди леса обнаружили обгоревшее тело мужчины, одетого в маску, плавки и ласты, с признаками падения с высоты. После многочисленных экспертиз установили, что утонувшего в водоеме дайвера «подобрал» специальный самолет, который задействуют в тушении лесных пожаров, и выплеснул его вместе с водой на горящий лес, – рассказывает медсудэксперт Николай Раздвижнов. – Изучая подобные случаи, специалист понимает, насколько нестандартными могут быть ситуации.
Распутывая дела Гагарина, Есенина и Курта Кобейна
Чтобы заинтересовать посетителей историческими фактами и показать огромную роль судебной экспертизы в расследовании, в комнате-музее разместили инсталляции, посвященные гибели известных людей: Юрия Гагарина, Петра Машерова, Сергея Есенина. А оператор Молодечненского телевидения Иван Белков дополнил экспозицию инсталляцией о гибели Курта Кобейна.
Инсталляция гибели Сергея Есенина.
Первый человек, побывавший в космосе, трагически погиб в возрасте 34 лет при падении самолета МиГ-15 во Владимирской области. Данные о происшествии долгое время оставались засекреченными. Сегодня можно сделать вывод, что к гибели Юрия Гагарина привела череда роковых случайностей: плохие погодные условия, неисправность приборной базы самолета, действия пилота.
– Во время расследования эксперты провели ряд криминалистических экспертиз, которые показали, что оба пилота – Юрий Гагарин и Владимир Серегин – на момент аварии находились в рабочих позах. Исследование обуви Гагарина показало, что он убрал ноги с педалей управления, значит, полетом руководил опытный инструктор Серегин. Он пытался отвести самолет от земли, но высотомер завысил реальную высоту, и они не успели. По некоторым данным, им не хватило буквально двух секунд и 200 метров полета, – рассказывает Юрий Будо.
В экспозиции комнаты истории и некоторые документы резонансных преступлений в Беларуси. Например, дело витебского маньяка Геннадия Михасевича, который с 1971 по 1985 годы жестоко убил более 40 женщин. Его освидетельствованием занимался судебный медик из Минской области Олег Левкович. Кстати, решающую роль в раскрытии этого дела сыграли именно судебные эксперты – серийного убийцу идентифицировали по почерку, изучив свыше 553 тыс. образцов.
О том, что работа на месте преступления небезопасна, напоминает уголок, посвященный памяти эксперта-криминалиста Молодечненского межрайонного отдела внутренних дел Ивана Карецкого. Он погиб от рук преступника в последние дни 1998 года.
***
– Экспозиция будет дополняться и расширяться. Мы планируем подготовить инсталляцию о гибели народного поэта Янки Купалы и сделать интерактивную часть, в которой посетители смогли бы сами выявить отпечатки пальцев с помощью реактивов, – рассказывает о ближайших планах Юрий Будо. – Посетить комнату истории интереснее всего будет студентам профильных вузов, стажерам и молодым специалистам, ветеранам. Предполагаем также проводить экскурсии для школьников – так надеемся привить интерес и любовь к судебной экспертизе. Мы не хотим, чтобы комната истории стала просто хранилищем материалов.
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото автора