Цена веселья: что делают производители аттракционов для безопасности пассажиров
Техника и человеческий фактор
С начала 2000-х в Беларуси произошло несколько трагедий, связанных с парками развлечений. В 2002 году в столичном парке Горького на аттракционе «Сюрприз» погиб 43-летний мужчина. В следующем году в Бресте на 4-метровой горке «Бобровая дорога» разбилась 21-летняя девушка. Летом 2005-го в Минске и Гомеле из-за неполадок с аттракционами также были травмированы люди: но если в столице просто остановилось «Колесо обозрения», то в областном центре от движущейся карусели «Ромашка» отлетели сиденья с сидящими на них людьми. Похожий случай произошел летом 2008 года с цепочной каруселью в минском парке Челюскинцев.
С 2009 года проверками аттракционов занялись специалисты Госпромнадзора, и с тех пор ни одного происшествия из-за технических неполадок зафиксировано не было. Однако от влияния человеческого фактора не застрахован никто: в августе прошлого года в парке Челюскинцев погиб один из дежурных аттракционов – полез за телефонной гарнитурой посетителя, не предупредив коллег, и не заметил, как механизм пришел в движение.
– В основном все инциденты, несчастные случаи происходят из-за ошибок персонала – не доглядели, не пристегнули, – рассказывает о наиболее частых причинах происшествий главный государственный инспектор управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Снежана Казаева. – Вторая причина – необдуманное поведение самих пассажиров. Бывают случаи, когда дежурный аттракциона сделал так, как надо, а потом посетитель во время движения отстегивается, встает со своего места, держится за что-нибудь.
Кстати, несмотря на кажущуюся простоту работы, дежурных аттракционов не набирают «с улицы» – сначала нужно пройти обучение. С апреля этого года получить такую специальность можно в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки Минтруда и соцзащиты.
Парк неизвестного происхождения
К сезону 2017 года из-за несоответствия нормам безопасности инспекторы не допустили 43 аттракциона, большая часть не прошедших проверку – передвижные механизированные аттракционы.
– Благодаря жестким требованиям, которые были поставлены в Беларуси Госпромнадзором, с рынка исчезли мелкие незаконные производители аттракционов, которые изготавливали оборудование чуть ли не в гараже. К нам перестали въезжать устаревшие, еще советских времен, аттракционы, в том числе чешские передвижные луна-парки неизвестного происхождения (в 2001 году именно на таком аттракционе в Калинковичах разбился 45-летний мужчина, еще две женщины получили серьезные травмы. – Прим. авт.), – говорит генеральный директор итальянского предприятия – ИООО «Белларайдз» Юрий Крупский.
В начале 2011 года организация получила лицензию, которая позволяет специалистам не только проектировать и производить аттракционы, но и заниматься ремонтом и обслуживанием оборудования.
От «Петли Нестерова» до «Зодиака»
Юрий Крупский без приятной ностальгии вспоминает популярный в СССР аттракцион «Петля Нестерова»: два пропеллерных самолета с пассажирами, переворачиваясь каждый на 360°, летели навстречу друг другу. Сейчас его бы однозначно не допустили к установке – в первую очередь из-за существующих ограничений по перегрузке и скорости. К примеру, предельную для посетителей перегрузку в 3 g (именно она дарит ощущение экстремального полета) нетренированные посетители парков могут испытывать никак не больше доли секунды. При перегрузке в 7–8 g упражняются только космонавты, обычный человек при таких показателях теряет зрение и сознание.
Относительно безопасный аттракцион «Спрут», изготовленный в 1993 году белорусским НПО «Центр», не прижился из-за резких рывков. Сегодня в наших парках действует его модернизированный аналог «Колобок».
– Современное оборудование позволило нам добиться плавности движений. Посоветовавшись с итальянскими коллегами из нашей головной компании, добавили элементы интерактивности. С помощью рычагов пассажиры могут сами регулировать вращение кабины, – приводит пример Юрий Крупский.
Последние 10 лет при проектировании аттракционов инженеры пользуются программами, которые позволяют моделировать механизмы в трехмерном пространстве. Технологии настолько «умные», что сами определяют ненадежные узлы конструкции и выделяют их на макете красным цветом. На изготовление одного экстремального аттракциона уходит минимум полгода работы целой команды специалистов и десятки тысяч долларов, поэтому ошибки быть не должно.
– Аттракционы должны быть не только надежными, привлекательными и пригодными к ремонту, но и антивандальными – чтобы у хулиганов не было возможности разбить или разобрать составные части, а у посетителей – возможности повлиять на работу механизмов, – объясняет Юрий Крупский. – Еще на стадии идеи мы стараемся предусмотреть всё: от отклонившейся руки пассажира и длинных волос девушек до упавших вещей. Каждую конструкцию тестируем с грузами разного веса.
Например, согласно стандартам производства и эксплуатации, на некоторых экстремальных аттракционах на поручнях должна быть установлена сигнализация – в случае ее срабатывания аттракцион сразу отключится до полной остановки. Каждый поручень имеет 2–3 защиты от нештатного открытия: помимо электрической и механической, например, еще и обычный ремень безопасности.
По словам гендиректора предприятия, иногда предусмотренных мер бывает недостаточно. Поэтому аттракцион никогда сразу же не отправляется в серийное производство – сначала изготавливаются опытные образцы.
– Понять, что нужно доработать, можно только в процессе использования. Например, первый вариант нашего аттракциона «Зодиак» был поставлен в парке Горького в 2011 году. На третий месяц произошло нештатное открытие поручня – место, слава Богу, было пустым. Хотя из-за сработавшей сигнализации аттракцион все равно отключился. После этого случая мы добавили дополнительный механический ремешок на каждое сиденье. В другом нашем аттракционе, «Качелики», мы заметили, что у сидящего с краю пассажира была возможность дотянуться до рычага открытия поручня. В итоге добавили дополнительное ограждение, – рассказывает Юрий Крупский.
На смотре-конкурсе «Хрустальное колесо-2011», который ежегодно проводит Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР) «Зодиак» был признан лучшим экстремальным аттракционом года. В том числе – за высокую безопасность конструкции
Новые стандарты
С апреля 2018 года для производителей и парков аттракционов будет действовать новый технический регламент ЕАЭС. По мнению Юрия Крупского, для наших специалистов новый документ мало что изменит – стандарты и правила, которые действуют сейчас в Беларуси и так жестче установленных в Европе. К примеру, если на Западе при входе на аттракционы существует ограничение только по росту, то в Беларуси иногда учитывают еще и возраст.
– К тому же нам не помешало бы установить табличку на подходе к экстремальным аттракционам, как в американских парках: «Каждый посетитель несет личную ответственность за состояние своего здоровья», – говорит Юрий Крупский. – Полагаю, что и посетитель сам должен понимать, сможет ли его сердце или вестибулярный аппарат выдержать поездку. В конце концов, мы приходим в парк не для проверки возможностей своего организма, а для развлечения.
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото предоставлены ИООО «Белларайдз»