Наверх

Цена веселья: что делают производители аттракционов для безопасности пассажиров

17 августа 2017

Техника и человеческий фактор

С начала 2000-х в Беларуси произошло несколько трагедий, связанных с парками развлечений. В 2002 году в столичном парке Горького на аттракционе «Сюрприз» погиб 43-летний мужчина. В следующем году в Бресте на 4-метровой горке «Бобровая дорога» разбилась 21-летняя девушка. Летом 2005-го в Минске и Гомеле из-за неполадок с аттракционами также были травмированы люди: но если в столице просто остановилось «Колесо обозрения», то в областном центре от движущейся карусели «Ромашка» отлетели сиденья с сидящими на них людьми. Похожий случай произошел летом 2008 года с цепочной каруселью в минском парке Челюскинцев.

С 2009 года проверками аттракционов занялись специалисты Госпромнадзора, и с тех пор ни одного происшествия из-за технических неполадок зафиксировано не было. Однако от влияния человеческого фактора не застрахован никто: в августе прошлого года в парке Челюскинцев погиб один из дежурных аттракционов – полез за телефонной гарнитурой посетителя, не предупредив коллег, и не заметил, как механизм пришел в движение.

– В основном все инциденты, несчастные случаи происходят из-за ошибок персонала – не доглядели, не пристегнули, – рассказывает о наиболее частых причинах происшествий главный государственный инспектор управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Снежана Казаева. – Вторая причина – необдуманное поведение самих пассажиров. Бывают случаи, когда дежурный аттракциона сделал так, как надо, а потом посетитель во время движения отстегивается, встает со своего места, держится за что-нибудь.

Кстати, несмотря на кажущуюся простоту работы, дежурных аттракционов не набирают «с улицы» – сначала нужно пройти обучение. С апреля этого года получить такую специальность можно в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки Минтруда и соцзащиты.

Парк неизвестного происхождения

К сезону 2017 года из-за несоответствия нормам безопасности инспекторы не допустили 43 аттракциона, большая часть не прошедших проверку – передвижные механизированные аттракционы.

– Благодаря жестким требованиям, которые были поставлены в Беларуси Госпромнадзором, с рынка исчезли мелкие незаконные производители аттракционов, которые изготавливали оборудование чуть ли не в гараже. К нам перестали въезжать устаревшие, еще советских времен, аттракционы, в том числе чешские передвижные луна-парки неизвестного происхождения (в 2001 году именно на таком аттракционе в Калинковичах разбился 45-летний мужчина, еще две женщины получили серьезные травмы.Прим. авт.), – говорит генеральный директор итальянского предприятия – ИООО «Белларайдз» Юрий Крупский.

В начале 2011 года организация получила лицензию, которая позволяет специалистам не только проектировать и производить аттракционы, но и заниматься ремонтом и обслуживанием оборудования.

От «Петли Нестерова» до «Зодиака»

Юрий Крупский без приятной ностальгии вспоминает популярный в СССР аттракцион «Петля Нестерова»: два пропеллерных самолета с пассажирами, переворачиваясь каждый на 360°, летели навстречу друг другу. Сейчас его бы однозначно не допустили к установке – в первую очередь из-за существующих ограничений по перегрузке и скорости. К примеру, предельную для посетителей перегрузку в 3 g (именно она дарит ощущение экстремального полета) нетренированные посетители парков могут испытывать никак не больше доли секунды. При перегрузке в 7–8 g упражняются только космонавты, обычный человек при таких показателях теряет зрение и сознание.

Относительно безопасный аттракцион «Спрут», изготовленный в 1993 году белорусским НПО «Центр», не прижился из-за резких рывков. Сегодня в наших парках действует его модернизированный аналог «Колобок».

– Современное оборудование позволило нам добиться плавности движений. Посоветовавшись с итальянскими коллегами из нашей головной компании, добавили элементы интерактивности. С помощью рычагов пассажиры могут сами регулировать вращение кабины, – приводит пример Юрий Крупский.

Последние 10 лет при проектировании аттракционов инженеры пользуются программами, которые позволяют моделировать механизмы в трехмерном пространстве. Технологии настолько «умные», что сами определяют ненадежные узлы конструкции и выделяют их на макете красным цветом. На изготовление одного экстремального аттракциона уходит минимум полгода работы целой команды специалистов и десятки тысяч долларов, поэтому ошибки быть не должно.

– Аттракционы должны быть не только надежными, привлекательными и пригодными к ремонту, но и  антивандальными – чтобы у хулиганов не было возможности разбить или разобрать составные части, а у посетителей – возможности повлиять на работу механизмов, – объясняет Юрий Крупский. – Еще на стадии идеи мы стараемся предусмотреть всё: от отклонившейся руки пассажира и длинных волос девушек до упавших вещей. Каждую конструкцию тестируем с грузами разного веса.

Например, согласно стандартам производства и эксплуатации, на некоторых экстремальных аттракционах на поручнях должна быть установлена сигнализация – в случае ее срабатывания аттракцион сразу отключится до полной остановки. Каждый поручень имеет 2–3 защиты от нештатного открытия: помимо электрической и механической, например, еще и обычный ремень безопасности.

По словам гендиректора предприятия, иногда предусмотренных мер бывает недостаточно. Поэтому аттракцион никогда сразу же не отправляется в серийное производство – сначала изготавливаются опытные образцы.

– Понять, что нужно доработать, можно только в процессе использования. Например, первый вариант нашего аттракциона «Зодиак» был поставлен в парке Горького в 2011 году. На третий месяц произошло нештатное открытие поручня – место, слава Богу, было пустым. Хотя из-за сработавшей сигнализации аттракцион все равно отключился. После этого случая мы добавили дополнительный механический ремешок на каждое сиденье. В другом нашем аттракционе, «Качелики», мы заметили, что у сидящего с краю пассажира была возможность дотянуться до рычага открытия поручня. В итоге добавили дополнительное ограждение, – рассказывает Юрий Крупский.

На смотре-конкурсе «Хрустальное колесо-2011», который ежегодно проводит Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР) «Зодиак» был признан лучшим экстремальным аттракционом года. В том числе – за высокую безопасность конструкции

Новые стандарты

С апреля 2018 года для производителей и парков аттракционов будет действовать новый технический регламент ЕАЭС. По мнению Юрия Крупского, для наших специалистов новый документ мало что изменит – стандарты и правила, которые действуют сейчас в Беларуси и так жестче установленных в Европе. К примеру, если на Западе при входе на аттракционы существует ограничение только по росту, то в Беларуси иногда учитывают еще и возраст.

– К тому же нам не помешало бы установить табличку на подходе к экстремальным аттракционам, как в американских парках: «Каждый посетитель несет личную ответственность за состояние своего здоровья», – говорит Юрий Крупский. – Полагаю, что и посетитель сам должен понимать, сможет ли его сердце или вестибулярный аппарат выдержать поездку. В конце концов, мы приходим в парк не для проверки возможностей своего организма, а для развлечения.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото предоставлены ИООО «Белларайдз»

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
28 марта 2024 27 марта 2024 26 марта 2024 25 марта 2024
Все новости