Наверх

Деревянные памятники и зоны престижа: какие традиции погребения были у белорусов?

16 апреля 2018

Кладбища в современном виде появились примерно 200 лет назад. С конца XVIII века во всей Европе по реформе санитарного законодательства было приказано вынести их за границы населенных пунктов. Считалось, что места захоронений источают вредные миазмы, которые отравляют население и являются причинами разных эпидемических заболеваний.

До этого люди, обладавшие властью и деньгами, обретали покой внутри храмов, а остальные — вокруг. Но и после реформы исключения все же допускались. Скажем, кому-то удавалось полулегально похоронить родственника в храме, если тот в достаточной степени отстоял от жилой застройки. Пример тому – захоронение Радзивиллов  в Несвиже.

На долгую память

Организация мест погребения за границами городов постепенно привела к идее своего рода социального репрезентативного пространства. Ведь городское или приходское кладбище было рассчитано не только на местных жителей – туда привозили родственников со всей округи. Поэтому каждая семья каким-то образом стремилась себя показать: герб, историю на несколько поколений и т. д. Естественно, старались поставить более-менее постоянный памятник. Но в XIX веке основными были все же деревянные кресты – их ставили крестьяне и даже иногда шляхта. На сегодня они за редким исключением не сохранились.

Кроме того, были популярны металлические памятники — кованные из железа и отлитые из чугуна. Самым популярным материалом считался гранит. Некоторые заказывали памятники и в других городах, в том числе Варшаве, Риге. Там мог активно использоваться песчаник, черный и белый мрамор и другие.

«Более дорогие памятники ставили при двух обстоятельствах, — рассказал старший научный сотрудник народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидат исторических наук Сергей Грунтов. — Во-первых, из-за желания репрезентации семьи или умершего. Это могли быть и скульптуры Девы Марии или Христа, и медальоны с портретным изображением. Во-вторых, сильным стимулом являлась травматическая или неожиданная смерть. Например, когда в семье подряд умирали трое детей».

В XX веке появляются дешевые материалы, в частности бетон, растут доходы населения, и все больше людей ставят долговечные памятники. Заметный перелом происходит в межвоенный период и после Второй мировой войны. Кладбища, как говорится, начинают больше расти вширь, а не вглубь: надгробия остаются и занимают место, даже если за ними никто не ухаживает. Появляются огромные городские некрополи.

В зависимости от веры

С учетом многоконфессиональности в нашей стране были отличия и в традициях погребения. Скажем, захоронение в криптах характерно в основном для католиков. Хотя в XIX веке существовали православные часовни-усыпальницы, самые известные — князей Паскевичей в Гомеле или Святополк-Мирских в Мире.

«По моим наблюдениям, католические кладбища все же немного богаче. Это связано и с участием представителей конфессии в восстаниях, и с последовавшими репрессиями. И на кладбищах через большие памятники или скульптурные композиции они как бы заявляли о своей группе», — отметил Сергей Грунтов.

Евреи и мусульмане, в отличие от христиан, изначально придерживались древнего принципа устройства кладбищ времен Римской империи. Согласно ему, покойный представляет собой нечто скверное в антропологическом плане, поэтому должен располагаться за границами города. Однако со временем такие захоронения все равно окружались жилой застройкой.

«В Беларуси еврейские кладбища сравнительно бедные, по сравнению с Украиной, Молдовой или южной Польшей. Гранит – традиционный для памятников материал — подвергался обработке хуже, чем известняк, распространенный в Украине и известный своей красивой резьбой, — пояснил ученый. — Использовать декор стали в XX веке, благодаря появлению современных типов памятников с возможностью гравировки на поверхности. А вот мусульманские кладбища более консервативны: там запрещены изображения людей, зверей, птиц и т. д.».

К слову, межконфессиональным типом стал памятник в форме комля дерева, который получил популярность с XIX века. Бетонные стелы, установленные за межвоенный период, также встречаются и у евреев, и у татар, и у староверов.

Почетное место

В практике захоронений были и так называемые «зоны престижа». В XVI-XVIII веках – это место под храмом, как правило, под алтарем. Но в XIX и даже XX веке на кладбищах и при имениях в парках начали строиться родовые часовни-усыпальницы.

«Это личный маленький храм, в крипте которого держали покойных родственников. С одной стороны, было престижно иметь личную усыпальницу, но с другой – она вынесена из общего социального пространства. Если храм в городе виден всем, то в усадебном парке это закрытая вещь, — отметил Сергей Грунтов. — К тому же усыпальницы создавали сильную связь с земельными владениями. А данный вопрос и так обострился в XIX веке. Ведь после подавления восстания 1863-1864 годов фактически было запрещено продавать имения и землю католикам. Но вместе с усадьбой уходила и родовая усыпальница, которая неизбежно стала бы запущенной».

На новых кладбищах зоной престижа считалась центральная часть. Если была часовня, то она сама, прилегающая территория, сектора вокруг и центральная аллея. В частности, в Могилеве в начале XX века было предложено ввести таксу за похороны в этих зонах, хотя сама церемония погребения формально оставалась бесплатной. Ценз был именно финансовым. Существует мнение, что там располагались только шляхетские захоронения. Чаще всего так и было, но на деле памятник мог поставить кто угодно при наличии денег. На протяжении второй половины XIX – начала XX веков это делалось для военных, докторов, мещан.

Постепенно зоны престижа в своем понимании разрушались. На большинстве современных белорусских кладбищ их едва можно найти из-за принципа рядового захоронения. Бывают некоторые выделенные места, но в ландшафте никак не читаются и могут выделяться только более богатыми памятниками. Хотя есть исключения — например, Московское кладбище.

Деревенские традиции

Сельские кладбища, как правило, находились за пределами поселения еще до реформы XVIII века. В основном на них устанавливались деревянные кресты. Но часто там могла лежать и шляхта – католическая или православная, поэтому были и характерные приклады, и домики над могилами, которые редко сохранились.

«В те времена не существовало прямой предписывающей традиции восстановления деревянных памятников. А значит, если он упал, то упал. Происходил естественный цикл: одна и та же делянка использовалась семьей неоднократно», — пояснил ученый.

Вместе с тем хватало и каменных памятников, особенно в северном регионе. На некоторых из них можно даже встретить эпитафии. Но в целом они почти не использовались в обществе, в котором читать еще почти не умели.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости