Дискаунтер: что таится за низкой стоимостью товаров
Корреспондент портала 1 prof.by попыталась разобраться, кому жесткий дискаунтер пришелся по вкусу, а кого раздражает.
Торговая сеть «Светофор» создана в 2009 году в России. Позиционирует себя как международная и действует на территории Германии, Польши, Казахстана. В Беларусь компания пришла недавно – в одни регионы год назад, в другие – два. Что примечательно: как только «Светофор» появился в столице, местная торговля уже через месяц начала «катить бочку» на коллег, которых восприняла как грозных конкурентов. «Бочка» была в виде жалобы в МАРТ: дескать, новоявленный ритейл малого того, что ассортиментный перечень не соблюдает, так еще и пренебрегает санитарно-эпидемиологическими правилами.
Разумеется, обращение не осталось без внимания. Министерство провело проверки, кое-где работу магазинов даже приостанавливали. Как итог: на прилавках «Светофоров» стали чаще встречаться белорусские товары, больше внимания начали уделять чистоте и порядку. Однако на очередном заседании Брестского облисполкома при обсуждении торговых проблем региона дискаунтер снова подвергся критике. Начальник управления торговли и услуг облисполкома Валерий Мацкевич констатировал, что в торговой сети есть какие угодно товары – российские, узбекские, вьетнамские, китайские, а вот белорусских практически не видно.
– Из 611 реализуемых наименований товаров 450 – импортные, – констатировал чиновник. – Перечень белорусских, а в нашем регионе брестских (товаров), минимальный.
При этом начальник управления торговли все же отметил, что цены в сети одни из самых низких, как и размер торговой надбавки. Что вполне объяснимо. «Светофор» позиционирует себя как жесткий дискаунтер, что подразумевает благую цель – продавать товары по самой низкой в регионе цене. И, надо отметить, сетевику это удается. За счет чего? За ответом далеко ходить не надо: работа напрямую с производителями, минимальные торговые надбавки, жесткий контроль затрат. Последняя позиция достигается благодаря тому, что торговые очки оформляют по минимуму, выкладка товаров упрощенная, персонала немного. Магазин скорее напоминает склад. Однако большинство покупателей придерживается мнения, что вкус продуктов от того хуже не становится. И вообще, какая разница, где товар стоит – на красивых стеклянных полках или на поддонах.
Руководитель торговой сети «Светофор» в Бресте Александр Белоус отметил, что цены у них примерно на 20% ниже, чем у других продавцов. Что касается превалирования российских товаров, так это вполне логично, ведь «Светофор» – российская сеть и пришла к нам со своим товаром. Александр Григорьевич подчеркнул, что дискаунтер пришел в Беларусь не с пустыми руками.
– Мы создали 500 новых рабочих мест, задействовал 22 тыс. кв. метров торговых площадей, вложили порядка 4 млн. долларов прямых инвестиций. Что касается ассортимента, то и тут произошли позитивные перемены – белорусские производители на полках ритейла присутствуют.
В Брестской области открыто 6 торговых объектов под вывеской «Светофор» (по стране их около 30). Учитывая, что это все-таки сеть, мы выбрали для посещения один – как же на самом деле обстоят дела с белорусскими товарами?
«Наш» магазин находится в Барановичах, в одном из старых микрорайонов города. Сразу на входе расположены товары бытовой химии, предметы гигиены и прочая мелочевка. Ничего белорусского нет, но цены заманчивые. К примеру, стиральный порошок «Дося» стоит 6,21 рубля, в то время как в супермаркетах его цена порядка 13 рублей. Попадаю в кондитерский ряд, будучи уверенной, что тут уж точно полно всего родного. Ан нет, печенье, конфеты – российские или украинские. Издалека вижу зефир и мчусь к нему – он-то точно бобруйский. Но и тут ждало разочарование. И эта сладость российская.
Первый «белорус» попался на глаза неожиданно. Им оказались гомельские сушки. И тут же расположились конфеты из Жодино. Дальше и вовсе пошел сплошной отечественный товар: минская мука по 1,39 за 2 кг, фасоль за 1,90, вареники и чебуреки тоже свои, новогрудские. Несколько сортов крепленых вин приехали из Гомельщины.
В общем, белорусского товара не так уж и мало, в том числе и мясного – печень свиная, куриный фарш, рыбные наггетсы. С мыслью, что надо бы купить попить, жара ведь стоит, протянула руку за соком в стильной упаковке с белорусским орнаментом. Решив узнать, из чего сделан, увидела, что это не сок, а напиток, выпущен в Смоленске, но некой белорусской компанией. Ребус, да и только! Поскольку разгадать его не удалось, то и брать не стала. И все же без покупок не осталась. Соблазнилась килограммовыми упаковками изюма за 4,94 рубля, жареного арахиса за 5 рублей, а финики и вовсе стоили 3,43 рубля.
На выходе решила побеседовать с другими покупателями: как относятся к магазину низких цен, что им здесь пришлось по вкусу, а что не нравится?
– Намекаете на низкое качество? – вопросом на вопрос ответил молодой мужчина. – Ничего сомнительного здесь не беру. Бумажные полотенца, хозяйственное мыло, чистящий порошок устраивают и по цене, и по качеству. Пиво купил брестское – за 2 литра отдал всего 2 рубля и 29 копеек. Такую цену больше нигде не встречал. Чипсы – могилевские за 200 граммов 1 рубль 24 копейки.
– Боюсь, что продукты здесь непонятно из чего, – отмахнулась пожилая женщина, – поэтому покупаю только бытовую химию, она дешевая.
Супружеская пара средних лет выкатила из «Светофора» полную тележку. Муж и жена рассказали, что отовариваются здесь раз в неделю. И сожалеют только об одном: нет хлеба, молочных продуктов, более богатого ассортимента колбас, рыбы.
Черту под разговором подвела женщина средних лет, явно хорошо разбирающаяся в тонкостях торговли. Она отметила, что у покупателя всегда должен быть выбор, а дальше уж ему самому решать, где отовариваться – в известном гипермаркете с широчайшим ассортиментом и достойным качеством предлагаемого товара, но и достаточно высоким ценовым сегментом, или в демократичном дискаунтере.
– Ходить сюда покупателей не принуждают, каждый делает свой выбор сам, – резюмировала собеседница, вышедшая из магазина с единственной покупкой – бутылкой минеральной воды.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото Александра ПОБАТА